Лики минувшего
История сквера Фомченко
Автор:

История сквера Фомченко

Место рождения истории

„Сердце Бийска“, „Перекресток истории“, Соборная, Приходская площадь… У этого уголка старого Бийска больше чем за три столетия накопилось много названий и эпитетов. На относительно небольшой площади города сменялись эпохи, ветрами перемен перелистывались страницы истории. И если бы существовала машина времени, перемещаясь только в эту точку города в разные даты, многое можно было бы узнать не только о истории Бийска, но и истории России. Впрочем, довольно тайн. Речь идет о сквере Фомченко.


Точка притяжения

Первым в череде фактов, подтверждающих, что сквер Фомченко притягивал к себе события и людей, стоит назвать тот, что именно на этом месте была построена новая Бикатунская крепость взамен сожженного острога. Ее главные ворота выходили к Бии, перед которой образовалась поросшая травой площадка. Она‑то и станет спустя годы главной площадью Бийской крепости.

Так что не случайно в 1756 году именно это место было выбрано для встречи тех самых 13 алтайских зайсанов, которые приехали в крепость с просьбой ускорить рассмотрение их просьбы о приеме племен под флаг России. Спустя месяцы здесь же, у крепостных стен, под плеск речных волн началось оформление официального подданства. На присяге зайсанов государыне, Ее Величеству Императрице Российской Елизавете Петровне, в парадной форме присутствовал офицер, а в почетном карауле был построен отряд драгунской команды. Грамоты о присоединении алтайского народа к России были подписаны в торжественной обстановке, о чем уже на утро в Омск была направлена соответствующая бумага.

Бежит вода Бии, не столь быстро как в Катуни, но бежит… Выплескивается ветрами на берега. Словно смывает с них река прошлое, освобождая место новому и необходимому. К 1868 году освободился от части крепостных построек речной берег. Площадь перед старой крепостью укатана телегами и повозками, вытоптана крестьянами, привозившими в базарные дни свой урожай, мелькают в толпе ушлые купеческие приказчики — сговариваются на приобретения или мену, бьют по рукам.

Бийск к 1868‑му уже окончательно городом стал. 22 года тому назад приказом Военного министерства империи Российской крепость Бийская была снята с баланса, но город остался. Осталась и площадь, которую теперь не иначе как уже Базарной никто и не величал.

Кузьма Фомченко. Иллюстрация из открытых источников


Едет!

…Великий князь занемог. Не так, чтобы сильно, дорога утомила. Одно слово: из самого Санкт-Петербурга да на Алтай. Зачем? Так слухи о великолепии Телецкого озера и Чулышманского монастыря до Зимнего дворца долетели. Вот и захотелось сыну Александра Первого Владимиру диковинку собственными глазами увидеть, а по пути между делом и ревизию кое‑какую на заводах императорских провести. А как к Телецкому мимо Бийска проехать? А никак!

К приезду Владимира Александровича бийчане расстарались и к 28 июня 1868‑го были, как говорится, во всеоружии. Приготовили сыну императора и лицам, его сопровождавшим, самые лучшие покои в Архиерейском доме. А вечером в первый день прибытия Бийск удивил великого князя иллюминациями. У домов огни выписывали императорские вензеля, только-только начинающие застраиваться „гора“ и Заречье осветились ночью, аки днем. Поджигали смоляные бочки. Зрелище поразило Владимира Александровича, но более всего удивил его иной подарок бийского купечества — лодка для прогулки по Бии. Строили лучшие мастера города. Получилось изящно, а главное, надежно настолько, что она легко могла бы через пороги доставить великого князя до Телецкого. Но дожди испортили планы. Верховые докладывали, что путешествие по воде невозможно, а дороги размыты. Великий князь в результате от поездки отказался, но по Бии покатался.

Это случилось при большом скоплении зевак. Бийчане рассыпались вдоль берега у Базарной площади и наблюдали за чуднóй лодкой, которой управляли восемь гребцов, выбранных из жителей Бийска. Одетые в черные шляпы с голубыми лентами, в красные рубахи и черные плисовые поддевки, на рулевом — синяя рубаха и черная шляпа, они выглядели необычно и непривычно, но впечатляюще. Вернувшись с прогулки, Владимир Александрович сделал надпись на корме лодки — „Владимир“. Оставили свои автографы и контр-адмирал Бок, и флигель-адъютант Литвинов.

Надпись, чтобы сохранить ее для потомков, сразу же покрыли лаком. Уже на следующий день Бийское городское общество постановило: „…Хранить лодку великого князя на вечные времена в специальном помещении в память о двукратном плавании на ней великого князя Владимира Александровича…“.

Для хранения исторической ценности было построено специальное помещение. До 1917 года ее охраняли два служилых казака.

Историки отмечали, что именно там, где сегодня располагается сквер Фомченко, практически был открыт первый городской музей: пусть пока и состоявший всего из одного экспоната. В январе 1920‑го красноармейцы сожгли ее прилюдно — им было холодно, и они просто, без раздумий, разожгли костры, чтобы согреться.

Троицкий собор до разрушения. Начало XX века. Фото из открытых источников


Утраченный храм

В 1872 году в современном сквере Фомченко открывается новая страница истории Бийска — начинается закладка и строительство собора во имя Святой Живоначальной Троицы. Площадь Базарная уходит в историю, место перед будущим храмом бийчане начинают называть Соборной площадью еще до окончания строительства храма. Он будет самым высоким зданием города: высота креста главного купола составит 31 метр. Главным меценатом строительства выступил купец 1‑й гильдии Алексей Федорович Морозов, к сбору пожертвований на строительство активно подключились прихожане всех сословий. Храм стал главным в православной жизни Бийска.

В городе о строительстве и участии в нем Морозова говорили разное. Судачили, что грехи замаливает за то, что обкрадывал алтайцев, не давая им настоящую цену за шкурки соболей. Кто‑то распускал слухи, что не все собранные православными пожертвования дошли до строительства, а осели в больших карманах купца. Но Алексей Федорович их словно не слышал. Накануне строительства он едет в Петербург за специальным разрешением Синода. Добивается его и возвращается с иконостасом для собора. Иконостас в византийском стиле стал бийской гордостью. Внутренней отделкой и настенной живописью занялась артель Патрушева. Троицкий собор освящается 4 декабря 1877 года. Позже собор прирос помещением для хранения лодки Великого князя и некрополем.

На территории собора нашли последнее пристанище строители собора, бийские купцы 1‑й гильдии, потомственные почетные граждане Алексей и Елена Морозовы, городской голова Фирсов с супругой, купец 2‑й гильдии Бодунов, предпринимательница Бахтина, священник Бийского полка протоиерей Арсений Ивановский, настоятель собора протоиерей Павел Митропольский, штатный священник собора протоиерей Матфей Александровский.

В 1934 году собор, который был визитной карточкой Бийска на всех открытках дореволюционной России, взорвали. Верующие бийчане плакали, ведь именно с Соборной площади с 1914‑го, после проводов и благословения, бийские мужики уходили на фронты Первой мировой войны. А до этого там на площади проходили военные парады и все городские праздники. Бийская точка слияния времен события, произошедшие в ней, помнила, люди — забыли. Ветра перемен продолжали перелистывать страницы истории. К началу XXI века многие бийчане забыли о том, что из обломков камней и кирпича взорванного Троицкого собора здесь же рядом с уже бывшей Соборной площадью строится детский приют. В наши дни в этом здании размещается психоневрологический диспансер. Тогда же на площади, уже сменившей к тому времени официальное название, устанавливается мемориальная стела в память о всех жителях Алтая, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны. Стела, также выполненная из обломков Троицкого собора, стала точной копией обелиска в Александрийском саду Санкт-Петербурга.

По программе, составленной к 300‑летию Бийска, ведущий специалист в области реставрации исторических зон Александр Долнаков по заказу администрации города разрабатывает проект исторической зоны на площади Фомченко, куда была включена мемориальная зона Троицкого собора. Проект предполагал реконструкцию нескольких исторических зон города: сквера Гаркавого, горсада, улиц Советской и Толстого. Но сквер Фомченко занимал в нем особое место. В 2008 году усилиями Православной церкви и бийских краеведов начинаются археологические раскопки на месте алтарной части собора, эксгумированы останки меценатов Морозовых и иных почетных горожан. На глубине 2 метров 10 сантиметров в том юбилейном для Бийска году обнаружили остатки фундамента Троицкого собора: массивная бетонная лента вперемежку с бутовым гранитным камнем, на который и выкладывался кирпич. Лента точно повторяла границы Троицкого собора. В 2010‑м в сквере Фомченко производственное объединение „Сибприбормаш“ сооружает новый некрополь. На месте расположения алтаря собора установлен скорбный крест, а территория некрополя огорожена мраморными плитами.

Тогда же, почти 15 лет назад, разрабатывается идея создания на территории сквера Фомченко музея-заповедника под открытым небом. Появилась надежда, что заброшенный к тому времени сквер возродится. Но…

Некрополь на месте Троицкого храма. Фото Елены Коржевой


И снова в прошлое

Соборная площадь в начале XX века — главная площадь Бийска. Принято решение именно там построить одно из важных зданий города. В 1910‑м торжественно, под оркестр, открывается здание для городской управы. Стиль модерн выбран не случайно. Это должно быть монументально и, опять же, для поколений — на века, ведь там будет располагаться кабинет городского головы. Однако планы переменились. Вскоре первый этаж двухэтажной постройки занимает пожарная часть, городская управа скромно ютится на втором. А все потому, что в 1910‑м Бийск преимущественно деревянный. Даже большинство купцов предпочитает жить в домах, выстроенных из лиственницы. Пожаров боялись, при ветреной погоде под удар могли попасть целые кварталы. Для предупреждения о возможных бедствиях на здании уже после его открытия сооружается деревянная каланча, на которой круглосуточно устанавливается дежурство пожарных.

Это одно из тех исторических зданий, напоминающим нам сегодняшним о богатой истории современного сквера Фомченко.


Кузьма Фомченко

Биографию человека, чье имя носит сквер, сегодня помнят разве что краеведы и историки. Многое успели забыть бийчане за годы, что прошли после распада Советского Союза. Оспаривать заслуги Фомченко перед Бийском, разумеется, можно. Но надо ли забывать историю?

В Бийск из Красноярска Кузьма Игнатьевич Фомченко приехал в 1905 году. Ссылка. На работу устроился в одну из артелей по ремонту сельхозмашин. Но революционную деятельность не бросил. В 1917‑м вел агитацию среди солдат бийского гарнизона, участвовал в создании отрядов народной милиции. В начале семнадцатого года Совет народных депутатов назначает Фомченко председателем городского революционного суда. Главная обязанность — беспощадная борьба с саботажниками, провокаторами, спекулянтами хлебом. Работал больше по наитию. Не то что юридического, общего образования не хватало. Главным девизом увлеченного революцией нового бийского председателя суда были слова, которые однажды прочел в одной из запрещенных при царе брошюр: „Ученые в борьбе, борись с врагами революции и учись побеждать их“. Понятно, что врагов в зажиточном Бийске в первые смутные дни страны Советов, которую он принялся строить, у него было достаточно. Когда была упразднена городская Дума, хозяйством города стали руководить отделы Совета. Декрет о национализации Бийского кожевенного завода Лормана подписывает лично Ленин. Национализированы: текстильная фабрика братьев Бородиных, типографии, отделения крупных банков, городских аптек, кинотеатров. Начинает работу городской Совет рабочего контроля, а на предприятиях создаются рабочие контрольные комиссии. Для пополнения городского бюджета Совет обкладывает бийских купцов и промышленников дополнительным налогом.

…Он шел на заседание городского исполкома. 30 апреля 1918‑го выдалось ясным. Весна рождала беззаботную улыбку, утверждала в мысли, что все было не зря. И голодное детство, и тревожная юность. А главное — вера в будущее, обязательно светлое и счастливое, была острой и яркой, как апрельское солнце…

Толпа погромщиков налетела на Фомченко неожиданно. Вылетела смертельной волной из подворотни… Накрыла. А когда схлынула и понеслась дальше в сторону городской управы, Фомченко уже не было. Открытые глаза устремлены к кресту Троицкого собора. Его заберут с соборной площади только через час, после того как на подавление мятежа прибудут красноармейцы. Все это время товарищи Фомченко будут отстреливаться от толпы из окон городской управы.

Позже расследование укажет на причастность к заговору и мятежу бийских купцов Ассанова и Хакина, а также приезжего адвоката Шандрикова.

На следующий день после погрома городская газета „Бийская правда“ напишет: „…Он был беззаветно преданным делу освобождения трудящихся. Он пал жертвой от разъяренной толпы, спровоцированной предателями в угоду местным мироедам… Но дух его — дух революционера и борца за власть угнетенных и оскорбленных — с нами, он нас осеняет“.

Борца за дело революции, павшего от рук мятежников, похоронили на месте гибели. После чего площадь Соборная получает новое имя — площадь Кузьмы Фомченко. А 1934‑м там появляется стела павшим борцам за светлое будущее страны Советов.


Реальность и перспективы

К середине XX века сквер Фомченко — любимое место отдыха бийчан. Ласковая вода Бии, песчаный пляж, к которому заботливо ведут ступеньки, начинающиеся от подножья стелы с именами героев революции. Детство многих горожан прошло в этом историческом месте Бийска. Светлое, незабываемое и неповторимое. В личных архивах жителей города и сегодня хранятся фотографии семейных пикников, молодежных выездов „на природу“. Но пришли 90‑е, смена идеалов. Очередной ветер перемен вновь перелистнул страницу бийской летописи. Сначала со стены стелы исчезает табличка с именами революционеров, потом бурьян поглощает некогда шикарный песчаный пляж, разрушается лестница, падают подточенные водой ее ограждения.

Попытки возродить и привести сквер в порядок в 2008 году дальше проектов и планов не продвинулись. Позже, в преддверии 300‑летнего юбилея, городские власти сообщали о том, что сквер Фомченко как важный объект исторического центра станет памятной зоной города. Тогда даже по итогам тендера был определен исполнитель масштабной реконструкции — известная в Сибири фирма „Запсибниипроект“. Работа по восстановлению знакового для города места должна была вот-вот закипеть. Но… не закипела.

К необходимости приведения в порядок исторического места Бийска городские власти вернулись в 2018‑м. Тогда инвесторам предлагали рассмотреть возможность устроения яхт-порта на берегу Бии, краевед Александр Бошков предлагал воссоздать Бийскую крепость и увековечить память героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Антона Скалона, уроженца Бийской крепости. Мэрия предлагала обустроить от сквера Фомченко до переулка Гилева набережную. И опять дальше слов дело не пошло.

В 2021‑м заброшенный и забытый всеми, кроме бомжей и собак, сквер был включен в список на голосование за включение общественных территорий в национальный проект „Комфортная городская среда“. Но в лидеры так и не вышел.

И вот в очередной раз бийчанам предлагаются новые надежды.

Как стало известно в январе 2024‑го, администрация Бийска готова потратить 3,5 миллиона для того, чтобы разработать архитектурную концепцию для сквера Фомченко и набережной. Это необходимо для того, чтобы подать заявку от Бийска на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

Согласно документу проект необходим для территории набережной и сквера Фомченко в границах от здания на улице Кузнецкой, 63 и Партизанского переулка до проспекта Кирова.

Разработчикам необходимо будет учесть смысловую концепцию территории, значимость для города, ее природный и культурный потенциал. По сути, необходимо создать генеральный план с зонированием, схемой основных объектов и площадок, варианты благоустройства, а также сценарии каждодневного использования территории различными группами населения.

В проекте должен быть указан примерный график проведения культурно-массовых мероприятий на этой территории на протяжении календарного года.

Проникнутся ли разработчики проекта, которых установят электронные торги, объектами, которые уже располагаются сегодня в сквере: могилами знаменитых бийских купцов, священников и стелы на месте захоронения большевика Кузьмы Фомченко — не озвучено.

P. S.

Мы много говорим о том, что молодежь не хочет оставаться в городе и, получив аттестаты зрелости, отправляется искать свою долю в иные веси. Сетуем на разных уровнях о дефиците кадров, мол, не желают ехать люди в Бийск даже за хорошую зарплату. И прочее, прочее… Так, может быть, и оставаться, и приезжать не хотят в том числе и потому, что видят на месте домов-памятников развалины, а в центральном сквере исторического центра запустение и забвение. Истина проста и придумана далеко не автором: там, где не ценят прошлого, видимо, нет будущего. Но заканчивать на столь пессимистичной ноте все же не хотелось бы. Надежда для того и рождается, чтобы помогать нам хранить и беречь то, что имеем. И бийчане в этом плане очень богаты. Надо просто научиться видеть это богатство.

Поделиться новостью