Лики минувшего
История ждет своих исследователей
Автор:

История ждет своих исследователей

75 лет назад закончилась Вторая мировая война.

Какой вклад внес наш город в победу над японцами? Рассказы историков и воспоминания ушедших из жизни ветеранов в нашем материале.


Уголок памяти

Небольшой стенд, посвященный войне Советского Союза с Японией 1945 года, занимает почетное место в военном зале Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки. Боевые действия на востоке нашей страны длились меньше месяца, но эта кампания стала одной из самых успешных в истории СССР, считают историки. Именно капитуляцией Японии 2 сентября завершилась вторая мировая война, длившаяся шесть лет.

Когда мы вспоминаем о сражениях Великой Отечественной, в первую очередь на ум приходят бои на западных фронтах. Но не все солдаты и офицеры советской армии в мае 1945 года попали домой. Несколькими месяцами ранее на Крымской конференции глав ведущих стран антигитлеровской коалиции СССР взял обязательство вступить в войну с Японией через два — три месяца после капитуляции Германии. Тем же летом на Дальний Восток и в Монголию из Европы были переброшены крупные силы советских войск. В их числе были и бийчане.

— Больший вклад Бийск внес в войну против немцев и их союзников, — поясняет старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Константин Ярославцев. — В Советско-японской войне наш город поучаствовал в большей степени своими людьми. Однако не исключено, что часть обмундирования, которое шилось на швейных фабриках № 1 и № 2, тоже оказалось на тех фронтах.


Бийчане на востоке

Сказать примерно, сколько на востоке было алтайских призывников, невозможно. Но в целом по опыту изучения истории Великой Отечественной можно быть уверенным, что не сто и не двести, а несколько тысяч.

— Мой сосед Александр Васильевич Богомолов, кавалер ордена Славы третьей степени, — вспоминает Константин Ярославцев, — награду получил именно за войну с Японией. Также в свое время я общался с пограничником Михаилом Антоновым, он жил в заречной части города. Служил ветеран помощником командира взвода станковых пулеметов на погранзаставе. Михаил Макарович награжден медалью „За отвагу“ за совершенный подвиг. Он рассказывал, как переходили границу 8 августа ночью, по темноте. Им была поставлена задача: выдвинуться вперед всех и уничтожить заставу. А что такое японская застава? Это высотка или укрепленный холм, с блиндажами и траншеями, где располагались противники. И вот наши солдаты кадровой службы, уже опытные бойцы, бесшумно справились с врагами.

Пограничник М. М. Антонов


Помимо материка, боевые действия происходили и на островах. Второй Дальневосточный фронт освобождал от захватчиков Южный Сахалин и острова Курильской гряды. Войска, входящие в его состав, вообще не имели опыта десантных операций.

Из воспоминаний ветерана Михаила Григорьевича Гущина: „Мы шли второй волной десанта, высаживались на островах Кунашир и Парамушир. Мало того, что весь берег затянут дымом, стояли разбитые катера и самоходные баржи. Там везде плавали бескозырки и каски. Было ощущение, что первая волна погибла. Это потом нам стало ясно, что во время десантирования элементы снаряжения попросту сваливалась с солдат. Как говорится, у страха глаза велики…

А еще нам привозили еду — соленую селедку в бочках. Есть хотелось, а воды не было. Вот это было настоящее вредительство!

Кроме того, само десантирование проходило в очень сложных условиях: берег изрезан, волны большие, кустарник колючий. Сложно было просто передвигаться, не говоря уже о боевых действиях.

Много в войне было задействовано женщин. Мужчин военных-специалистов забирали на западный фронт, а их должности замещали дамы. Удивителен тот факт, что девушек брали даже на флот, но, разумеется, не на боевые корабли. Женщины работали не только кассирами и буфетчицами в береговой службе. Они были водителями прожекторных установок и топливозаправщиков, артиллерийскими электриками, обеспечивали бесперебойную работу электроприводов береговых батарей. Известная жительница нашего города Вера Николаевна Сазонова была старшим матросом, служила радисткой 208‑й отдельной роты связи штаба Владимиро-Ольгинской военно-морской базы Тихоокеанского флота. После войны много лет работала в Бийской нотариальной конторе. Ушла на пенсию в 90 лет.

Радистка В. Н. Сазонова


Отец старшего научного сотрудника Бийского краевед-ческого музея Анатолия Цапко Иван Никанорович пять лет служил на востоке.

— Папа был связистом, — поясняет Анатолий Иванович, — в боях не участвовал. Они наладят связь и сидят. Рассказывал, что на службе сильно голодали. Кормили солдат очень скудно. Большим счастьем было, когда солдат отправляли помогать селам. Заготавливали сено, убирали урожай — сельчане за это их подкармливали. Отец на память с фронта принес алюминиевую ложку и котелок. В нем мы хранили солидол для смазки велосипедных запчастей. Жаль, что эти предметы не сохранились.


Последнее пристанище

Немногим известно, что на территории нынешнего Мочища располагался лагерь для военнопленных японцев. Всего таких учреждений на территории Алтайского края было три: в Барнауле, Рубцовске и в нашем городе. В Бийске, по неуточненным данным, содержались 1200 узников. Эта информация сегодня находится в закрытых источниках. Сотрудники Бийского краеведческого музея обращались в ФСБ России с просьбой получить доступ к некоторым архивным документам, но получили отказ.

Японские военнопленные работали на нашем котельном заводе, спичечной фабрике, строили дома, пекли хлеб в одной из пекарен в Заречье. Ее здание, к сожалению не сохранилось. По воспоминаниям бийчан узники были очень трудолюбивыми. Еще один интересный момент: приехали японцы в Сибирь в очень хороших меховых куртках. Теплую одежду обменивали на что‑то другое, а потом мерзли в сорокаградусном холоде. Вероятно, именно по этой причине многие умерли, подхватив туберкулез.

Для большей половины военнопленных японцев Бийск стал последним пристанищем. Похоронены они на мочищенском кладбище, ныне уже не действующем. В те годы там был установлен небольшой памятник с символической надписью иероглифами. Со временем табличку сняли местные жители и сдали в металлолом.

Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Константин Ярославцев


В 2005 году наукоград посетила делегация из Страны восходящего солнца. Ее участники выбирали место для установки мемориала в память о земляках. Такие поездки по местам гибели своих граждан финансирует департамент социального благосостояния и помощи жертвам войны Японии. Монумент было решено установить на северном кладбище.

— Мне как человеку, имеющему отношение к поисковой деятельности, несколько обидно за наших бойцов, — делится Константин Ярославцев. — Да, сражения в той войне были не такими большими, как на Западе, а солдат наших до сих пор не всех придали родной земле. На востоке сегодня ведутся раскопки, находят останки. Много кто еще не обрел покой и так и остался лежать в траншеях и канавах. К сожалению, вместе с японцами.

Несомненно, жители нашего города и Алтайского края в целом внесли весомый вклад в победу над Японией, но историки уверены, это тема еще ждет своих исследователей.


Фото из архива Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки и Владимира Бедарева

Поделиться новостью