Лики минувшего
Когда заговорил «Великий Немой»
Автор:

Когда заговорил «Великий Немой»

Театр

По данным 1825 года, в нашем городе действовало два рынка, а на их территории — театральные балаганы. Причем в 1847 году их было уже четыре, а в 1853 — семь. Каждый балаган предлагал свою разновидность представлений: в одном из них зрители могли увидеть драматические постановки, в другом — музыкальные, давались и цирковые шоу. Со временем отдача городских земель под ярмарочные балаганы становится доходной статьей бюджета.

По свидетельству историков, театральная жизнь в Бийске началась в 1887 году, когда живший в городе на „вечном поселении“ по решению Петербургского военно-окружного суда тридцатилетний народоволец Леонид Петрович Ешин организовал театральную труппу и ставил пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. Актеры под руководством этого высокообразованного и культурного человека работали на профессиональной основе, и поэтому началом Бийского театра можно считать этот временной период.

Позднее театральные труппы исчезали и создавались, но театральное искусство все более становилось достоянием передовой общественности. Зал со сценой появился в Доме купеческого собрания (здание по ул. Советской, 21а).

Бийское благотворительное общество только в 1894 году израсходовало на устройство увеселительных мероприятий 87 руб. 52 коп. В те времена на такие деньги можно было содержать театральную труппу. А уже с 1908 года в Доме купеческого собрания постоянно действовала драматическая труппа. Известно, что в начале XX века в нашем городе гастролировали артисты разных жанров, в том числе из Малого театра и коллектив под руководством Веры Федоровны Комиссаржевской.

Полицейский исправник Бийского уезда Владимир Павлович Штейнфельд утверждал, что в те годы немногие города Сибири имели театральную труппу. Возникла необходимость в специальном здании для театра. Городская Дума согласилась с проектом Антона Петровича Копылова (наследника большого купеческого состояния, который предложил на постройку здания Народного дома 100 тысяч рублей). В постановлении от 14 января 1913 года говорится: „Народный дом должен быть одним из лучших зданий города…вместе с тем и городским театром“. Постройка здания Народного дома в 1916 году была завершена, и здесь постоянно начала работать театральная труппа.

Деревянный кинотеатр „Косморама“ был построен в 1908 году


Кино

Еще в конце девятнадцатого века на бийских ярмарочных аттракционах можно было увидеть „живые фотографии“ — крошечные киноленты на несколько минут экранного времени. Они, конечно, приводили многих в восторг и большое изумление. Консервативная же часть населения тех лет считала кинематограф пустым, никому не нужным и даже вредным развлечением. В городе не разрешалось открывать кинотеатры вблизи церквей и часовен.

В столичном журнале „Театр и искусство“ за 1906 год есть корреспонденция из Бийска. В ней читаем: „Наш город малотеатральный. У нас есть собрание (ужасно скверное), где имеется небольшая сцена и никуда негодная декорация. В этом собрании даются спектакли. Большею частью играют любители, потому что актеры боятся заезжать к нам. В нынешний зимний сезон приехала малороссийская труппа под управлением В. Ф. Волынского… Затем приехал электробиограф, дал три сеанса и уехал, взяв почти все полные сборы… Затем приехали лилипуты, поставили один спектакль, построили балаган и играют в нем до сих пор…“

По примеру лилипутов стали строить балаганы или, вернее, сараи заезжие кинопредприниматели, громко именовавшие себя электробиографами. А первые кинотеатры называли еще синематографами или иллюзионами. Но организация подобных театриков была тогда делом нелегким. Гонение на кинотеатры поддерживали и пожарные.

В 1906 году разрешено было открыть первый киносарай только в заречной части города, на теперешней Краснооктябрьской улице, в районе тогдашней паромной переправы. Жителей за рекой тогда было мало, и предприниматель, разумеется, прогорел. В 1907 году этот балаган переместился в центр города и стал называться „Каскад“. А в 1908 году был построен деревянный кинотеатр „Косморама“. Он находился на том месте, где сейчас вход в городской сад. Существовал и возрастной ценз. „Живые картинки“ показывались бийчанам от 25 лет. Кинотеатр „Фоторама“ находился рядом, около типографии в переулке.

Народоволец Л. П. Ешин (второй в первом ряду слева направо) организовал в Бийске театральную труппу


Как рассказывали очевидцы, программа в кинотеатрах тех лет была сборной. Вначале — всегда так называемая комическая часть, где показывали фильмы с участием актеров немого кино. В России, например, тогда героем коротких эксцентричных комедий был незадачливый Глупышкин, а во Франции — щеголеватый красавец Макс Линдер. Затем демонстрировались „сильная драма“ в трех или четырех частях, „видовая“ картинка, кинохроника. Заканчивался сеанс рекламными роликами. Впрочем, тогда понятие сеанс было относительным. После каждой части устраивался антракт (перематывалась кинолента) и зрителей на время выпускали из зала. „Косморама“ просуществовала долго, до 1930 года. Фасад ее, выходивший на теперешний Мопровский переулок, можно увидеть на открытке, репродукция с которой имеется в фондах Бийского краеведческого музея.

14 сентября 1913 года открылся народный электротеатр „Мир“. Он помещался на другой стороне улицы напротив „Косморамы“. Билеты в „Мире“ были намного дешевле, репертуар — чуть получше (шли, например, киноинсценировки классических произведений). Изредка для учащихся проводились сеансы „просветительского кинематографа“.

В обоих кинотеатрах показывали так называемые уголовные или великосветские драмы, пикантные фарсы. Листая сохранившиеся в нашем городском музее программки первых кинотеатров, можно найти интересные свидетельства пристрастий кинематографистов тех лет. А безусловными кумирами публики были тогда актеры российского немого кино импозантный Иван Мозжухин и неподражаемая Вера Холодная.
В марте 1918 года бийский Совдеп национализировал „Мир“ и „Космораму“ и установил контроль над репертуаром. Известно, что в двадцатых годах прошлого века бийчане смогли посмотреть киноленты советского периода: „Красные дьяволята“ и „Броненосец Потемкин“.
„Великий Немой“ кинематограф стал звуковым для жителей Бийска лишь в 1932 году. Бийчане увидели фильм „Путевка в жизнь“. Он демонстрировался около месяца и зал неизменно был переполнен.

Материал подготовлен с использованием фондов МУК „Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки“.

Поделиться новостью