Лики минувшего
Первый на Алтае в Союзе художников СССР
Автор:

Первый на Алтае в Союзе художников СССР

В этом году Бийск отметил 130‑летний юбилей со дня рождения выдающегося живописца Дмитрия Ивановича Кузнецова (1890-1979).


Краткие строки биографии

Дмитрий Кузнецов родился 24 октября 1890 года в Бийске. Рано почувствовав тягу к изобразительному искусству, он искал подходящий круг общения. Судьбоносными стали его знакомство и творческая дружба с художником Григорием Гуркиным. Известна крупная работа Кузнецова „Дом Гуркина“, что в горном селе Анос. А было тогда художнику всего семнадцать. С юношеских лет Дмитрий Иванович исходил родной край вдоль и поперек. Красота его заповедных уголков вдохновляла на оригинальное творчество. Учился Дмитрий Кузнецов не переставая. Например, у известных художников С. М. Прохорова, Пестрикова, Никулина, М. Курзина.

В 1912 году, будучи 22‑летним начинающим художником-педагогом, Кузнецов организовал первую в городе выставку произведений живописи и рисунка. В нее вошли 213 пейзажных картин, этюдов, рисунков карандашом и углем самого устроителя выставки и пять работ его учителя Григория Гуркина.

Были годы постижения мастерства и в Московской художественной студии Крымова, и в Харьковском художественном училище (с 1912 по 1915). Около тридцати лет отдано Дмитрием Ивановичем работе в Бийском педучилище (ныне педколледж). В 1941 году бийский живописец первым в Алтайском крае и нашем городе был принят в Союз художников СССР.


Один из создателей музея

Дмитрий Иванович выполнял благородную миссию, будучи одним из основателей художественного отдела Бийского краеведческого музея в первые послереволюционные годы. Он сотрудничал с городским скульптором Валентиной Антоновной Сенгалевич-Копыловой. Она вела подвижническую работу по созданию будущего музея им. В. В. Бианки и Общества охраны памятников культуры и старины.

В непростые годы до и после Гражданской войны совместные выставки мастеров изобразительного искусства Валентины Сенгалевич-Копыловой, Дмитрия Кузнецова и барнаульца Андрея Никулина пользовались у публики нашего города большим успехом. Об этом свидетельствовали положительные рецензии в газетах „Алтай“, „Бийская правда“ и „Бийский пахарь“. Дмитрий Иванович становится известен еще и как организатор и руководитель первых в городе художественных кружков и студий.


Любимый учитель рисования

В дальнейшем Дмитрий Иванович работал преподавателем рисования в Бийской гимназии, учителем графических искусств в Бийском заречном высшем начальном училище и учителем рисования школы им. Достоевского.

С годами приходил опыт. И вот о нем говорят: „Кузнецов — тот непосредственный художник-учитель, на произведениях которого бийчане формировали эстетический вкус, выделяя из своей среды будущих живописцев, графиков, художников-оформителей и развивая местные традиции художественно-изобразительной культуры“.

Уроки рисования Дмитрия Ивановича в Бийском педагогическом училище помнят тысячи выпускников старейшего в крае учебного заведения. Некоторые из них навсегда связали жизнь с живописью, другими видами изобразительного искусства. На память приходят имена Н. Мотовилова, В. Андреева, A. Маркова, М. Будкеева, B. Кораблина и многих других, кто приобщился к искусству и посвятил ему жизнь под влиянием Дмитрия Кузнецова. Его можно с полным правом назвать первым учителем.


Этюды и автопробег „Бийск-Монголия“

Плодотворным было содружество с нашим краеведческим музеем в 30–40‑х годах прошлого века. Дмитрий Иванович собрал большой этнографический материал в разных районах Алтая. Во время автопробега „Бийск-Монголия“ художником было написано немало живописных этюдов, некоторые впоследствии стали картинами. Во время остановок велась большая агитационная работа, а Дмитрий Иванович творил.

По заданию музея в верховьях Бии собирались сведения о культуре и быте племени кумандинцев в сохранившихся тогда алтайских аилах на берегах Телецкого озера и реки Лебедь. Так появилась серия небольших работ, выполненных гуашью и темперой. А такие живописные картины, как „Долина реки Лебедь“, „Буря в горах“, „Алтайка“, „Река Бия у Турочака“ с успехом экспонировались на выставках художников Сибири и в Москве.


Главная тема творчества и реставраторы

„Ведущая тема творчества — природа Горного Алтая. Мастер тональной живописи Дмитрий Иванович Кузнецов неподражаемо передавал в своих пейзажах красоту алтайских гор, рек и озер, чистоту и прозрачность горного воздуха“, — таково мнение о нем искусствоведов. А мне вспоминается подготовка к персональной выставке памяти художника, которая проходила около двадцати лет назад.

Тогда работы Дмитрия Кузнецова реставрировали бийчане П. М. Яровиков и В. Ю. Горизонтов. Картины получили новые багетные рамы. Знаменитое полотно „Алтай хмурится“ когда‑то было украшением дома бийского купца Николая Ивановича Ассанова. Но время не пощадило картину. Холст без рамы чудом уцелел и был возрожден в те годы стараниями Н. А. Кадиковой, директора детской художественной школы. К той выставке сотрудниками музея были подготовлены несколько десятков работ. Много картин были привезены от родственников Дмитрия Ивановича из Барнаула, найдены у ценителей его творчества.


Мини-выставка в отделе Бийского музея

В красной зоне выставочного зала нашего музея работает мини-выставка, посвященная юбилею со дня рождения Дмитрия Ивановича Кузнецова. На ней представлены известные живописные работы из фондов. Экспозиция состоит из пейзажных полотен, написанных в 30–40‑е годы — период расцвета творчества художника.


Воспоминания об учителе

Известный ученик Дмитрия Кузнецова, бийчанин, художник и философ Гавриил Иванович Прибытков в беседе со мной с большим теплом отзывался о своем учителе. Говорил, что Дмитрий Иванович не был суровым и жестким человеком. Его знаменитая сумка всегда была набита кисточками, тюбиками с краской и другими инструментами — для учеников педучилища. Каждому из них Дмитрий Иванович выдавал все необходимое. Он был красив до глубокой старости. А в молодости, говорят, имел репутацию сердцееда, служил в воздушной эскадрилье „Илья Муромец“ в годы Первой мировой и обладал солидным басом.


Фото: museum.biysk.ru

Поделиться новостью