Как увлечение детства стало делом всей жизни. Бийчанин-судомоделист Валерий Шишкин о многочисленных наградах, нечестном судействе и несостоявшемся миллионерстве
Первые шаги
— Смотрите, в герметичном отсеке все основные детали: двигатели, аккумуляторы, аппаратура. Когда эта модель попадет в воду, внутри все будет сухо.
Судомоделист Валерий Шишкин с гордостью показывает макет будущей подлодки. Это уже седьмая модель, которую спортсмен изготавливает сам. Своему увлечению бийчанин посвятил почти полвека. А началось все в далеком 1973 году во Владивостоке, где служил отец мальчика.
— Я играл в хоккей, мне нужна была стеклоткань для клюшки, чтоб не ломалась. Взять ее можно было только на станции юных техников. Я зашел в первый попавшийся кабинет. До сих пор пом-ню руководителя кружка судомоделистов Виктора Петровича Бахарева. Он предложил попро-бовать что‑нибудь смастерить. Нарисовал мне профиль палубы катера, чтоб я выпилил лобзи-ком. Я говорю — несерьезно это как‑то. У вас там станки стоят, может, вам выточить что‑нибудь? Таким был мой первый шаг в мир судомодельного спорта.
Первая модель, которую смастерил парень, — сухогруз „Тикси“. Он начал делать его в том са-мом кружке в 1973 году. Годом позже судно утонуло. На борту было 45 членов экипажа, погибли все. После трагедии руководитель судомодельного клуба предложил переименовать корабль, тогда еще плавал собрат „Тикси“ — „Уссурийск“. Но Валера напрочь отказался. Для того, чтобы сделать точную копию, пришлось фотографировать сухогруз, оставшийся на плаву. Модель этого судна до сих пор стоит в музее морского флота Дальневосточного пароходства во Владивостоке.
Первая субмарина
Предыдущие модели, которые мастерил Валерий Шишкин, были надводными: сухогруз „Тикси“, водоналивное судно „Тагил“, различные катера. А вот за субмарину судомоделист взялся впер-вые. Выбор пал на дизель-электрическую подводную лодку „Варшавянка“ проекта 636.3.
— Модель мне предложил друг, мичман запаса, служил на подлодке. Он сказал, что это очень удачный проект в плане внешнего вида. И ее никто никогда не делал, хотя она уже много лет стоит на вооружении. Многие конструировали „Курск“, „Комсомольца“, а „Варшавянку“ никто.
Схематический рисунок подлодки делали с помощью видео с парадов ВМФ, транслирующихся по телевидению. Чертежи, которые были найдены в Интернете, оказались не соответствующи-ми действительности от слова совсем. Пришлось подключать к делу товарищей, которые рабо-тали на субмарине.
Начинается изготовление модели с клейки деревянного бруса. Потом рубанком выстрагивается объемная болванка. С нее снимается матрица — на заготовку мажется разделительный слой и делается так называемый чехол из стеклоткани и эпоксидной смолы. Уже в ней выклеиваются половинки корпуса.
Руки по локоть в смоле, когда все выклеивается, шкурится, грунтуется, шпаклюется и доводится до идеально гладкого состояния. Потом устанавливается механика. Валерий все делает сам, по-купные только двигатели, аккумуляторы и аппаратура радиоуправления. Иногда приходится об-ращаться за помощью к соратникам.
— Вот, к примеру, с виду обычный винт, но только профессионалы скажут, что это не так. Здесь семь лопастей. С пятилопастными пропеллерами все намного проще: вытачивается ступица, де-лаются прорези, туда впаивают лопасти, затем их загибают. С семилопастным винтом так не пройдет. Пришлось подключать голову. На 3D-принтере напечатал пластиковую заготовку, с нее отлил форму. Но изготовить саму деталь в Бийске не смогли ни ювелиры, ни зубные техники. На помощь пришел школьный товарищ из родного Владивостока. У него большой опыт в этом деле. Отлил и прислал мне сразу несколько бронзовых винтов, про запас.
Пример модели (фотоиз Интернета)
Соревновательные моменты
Профессиональным спортсменом Валерий Шишкин стал уже спустя год после того, как пришел в судомодельный кружок. Тогда, на первых соревнованиях, он был только шестым из сорока двух участников. Через некоторое время доработал свою модель и тогда пошли призовые места. В течение тридцати лет становился шестикратным чемпионом РСФСР, победителем летних спар-такиад народов РСФСР, призером трех чемпионатов СССР.
В начале двухтысячных Валерий вернулся на Алтай, где родился. Но свое увлечение не забро-сил.
— Четыре года выступал за кемеровчан, пару лет за Новосибирск. В 2012 году пришел в краевой спорткомитет, руководил им Владимир Альт. Высыпаю на стол начальнику полный чемодан ме-далей и спрашиваю: вам это надо? Он был ошарашен. Говорю, мне бы на Кубок России в Ново-сибирск съездить, 10 тысяч нужно на дорогу. Приеду с отчетом и привезу кубок и дипломы. По-ездку профинансировали, но в успех не поверили. А я сказал и сделал. Затем был чемпионат России в Сергиевом Посаде. Параллельно там проходил и Кубок Европы. За последующие 5 лет я выиграл 19 медалей.
Приходилось Валерию сталкиваться и с нечестным судейством. Признается, что особенно это чувствуется на соревнованиях высокого уровня. Российские арбитры часто ставят большие баллы зарубежным спортсменам, тем самым стремясь попасть в международную когорту судей. Одна-жды даже поляки заметили предвзятое отношение к русским спортсменам. Случалось и так, что во время соревновательного заплыва у Валерия просто угоняли модель, перехватывали сигнал управления. Встречаются и такие недобросовестные противники.
Последние соревнования, в которых участвовал Валерий Шишкин, состоялись 4 года назад. Тогда на чемпионате мира он занял первое место. С тех пор сменилось руководство в краевом спор-туправлении, финансирование поездок судомоделиста сократили. Следующие большие сорев-нования на открытой воде, куда бийчанин готовит свою „Варшавянку“, пройдут в мае 2021 года.
Фото Владимира Бедарева и с сайта pixabay.com