Наверное, нет такого человека во всей Сибири, кто хоть раз в жизни не примерил бы валенки.
Согласитесь, обувь уютнее и теплее вряд ли найдешь. Они и в лютые морозы незаменимы, и дома вместо тапочек можно обуть. А еще, говорят, пимы артриты лечат. В чем же секрет этого чудо-изделия? Он прост — это комочек шерсти, именуемый войлоком. На Алтае его очень ценят. Предлагаем отправиться в путешествие в соседнюю республику, чтобы узнать все об одном из самых древних и интересных материалов.
Ровесник скифов
История войлока насчитывает более трех тысяч лет. Специалисты утверждают, что древние люди просто оставили овечью шерсть под дождем и солнцем и природа сделала свое дело. Без этого материала трудно представить жизнь и культуру кочевых народов, считает искусствовед Ольга Зиновьева, владелица арт-галереи в селе Аскат.
— Я много читала о том, какие традиции у них существовали. Почти у всех кочевников было хорошо развито скотоводство, соответственно, и войлока у них был предостаточно. Очень меня поразили материалы про исследование Пазырыкских курганов. Ковры, найденные при раскопках, можно смело назвать произведениями искусства, которыми стоит восхищаться и сегодня. Смотришь на них и думаешь: о каком прогрессе и эволюции может идти речь? Мы не сможем сотворить такую красоту, как тогда делали. А если учесть, что древние люди не имели никаких специальных инструментов, то это вообще фантастика. Единственное, что у них было, — это красители. Их производили из камней, поднятых со дна Средиземного моря, а благодаря Великому Шелковому пути эти красящие вещества попадали к кочевникам.
Благодаря находкам ученых известно, что древние тюрки валяли войлок различных сортов и качества из шерсти овец. Натуральный цвет этого материала — белый или черный, в зависимости от масти животного.
— Уверена, что у современных мастеров больше возможностей, они ушли намного дальше тех приемов, которыми владели кочевники. Сегодня выделка шерсти стала другой. О такой технике, как живопись на войлоке, тогда и речи быть не могло, материал был грубее. Сейчас можно делать практически все что угодно: потрясающие украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и даже картины.
Современные мастера
Путешествие продолжим в Майме. Здесь живет мастерица войлочных шедевров Каламбина Желтковская. С войлоком рукодельница работает уже 10 лет. Признается, талант у нее на генном уровне, от предков. Используя шерсть, женщина может представить на войлоке рисунок любой сложности, от пейзажа до сложной графики.
— Спросите любого гончара: „Что можно сделать из глины?“ Он ответит: „Все что угодно“, — рассуждает Каламбина. — То же самое могу сказать про войлок. Кукла, фигура животного, панно или ковер — здесь все зависит от фантазии мастера. Я люблю работать в монохроме, то есть в черно-белом цвете. Двумя темными оттенками можно нарисовать любую картину, как карандашом.
В мастерской Каламбины Желтковской разбегаются глаза: войлочные ковры, авторские куклы и сувениры. Все изделия — это ручная работа мастерицы, частичка ее души и души Великого Алтая. Рукодельница использует традиционную технологию валяния. Этот процесс очень трудоемкий, занимает много времени и сил. Предварительно очищенную шерсть укладывает друг на друга, образуя пласт, затем смачивает горячей водой и мыльным раствором. После — наматывает на деревянный валик и начинает катать: шерстинки в это время уплотняются и сцепляются между собой. Так образуется прочное войлочное полотно. Можно оставить его в натуральном цвете, а можно покрасить. Красители Каламбина использует только природные.
Искусствовед О. Зиновьева
Войлочные ковры — неповторимый вид искусства. На Алтае их делают с особым, сакральным смыслом. У каждого уникальный орнамент из древних наскальных рисунков.
— Узоры для ковров я не из воздуха беру. Люблю использовать петроглифы, которые были найдены именно в нашем регионе. Такое изделие можно подарить на свадьбу, к примеру. На нем все написано — пожелание достатка, благополучия, продолжения рода.
Цена таких ковров, в зависимости от размера, составляет от 5 до 50 тысяч рублей. По сути, это настоящие картины из войлока. К тому же ручной труд стоит недешево.
Под крышей юрты
Войлочное путешествие продолжается. Познакомимся с изобретением тюрков, помогающем не погибнуть в безжизненной степи. Войлочная юрта — еще одно достижение кочевых народов. Их быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении и транспортабельным, а покрытие не пропускало дождь, ветер и холод.
— Овцеводство на Алтае очень развито, поэтому и шерсти для войлока в избытке, — говорит житель села Шебалино Алексей Сикуатов. — Баранов мы стрижем в начале июня, считается, что так им легче переносить жару. Для изготовления войлока на одну юрту из пяти звеньев требуется шерсть с более чем 50 овец.
Юрты у алтайцев сохранились и сегодня. Правда, используют их в основном летом, а зимой живут в обычных деревянных домах. Делают такие жилища по технологии предков. Шанарак, по‑нашему просто крыша, — это основа юрты. Сверху ее накрывают войлоком и крепят остальные части. В доме много предметов из войлока: ковры, которые сохраняют тепло, одежда, топчан и подушки.
Путешествуя по Алтаю, понимаешь, войлок — его бесспорная визитная карточка. Даже на местных рынках без изделий из этого материала никуда. Обувь и сумки, игрушки и сувениры — из войлока сейчас делают практически все. Вот так древнейшее изобретение тюрков сохранилось до наших дней. Трудно назвать изделие, которое невозможно сделать из валяной шерсти. Потенциал войлока поистине безграничен. Дарящий тепло, иначе о нем и не скажешь.
Фото автора