Образование
Образовательная среда
Автор:

Образовательная среда

Так много новых школ в Бийске, кажется, не строилось никогда. №31, в районе „Ленты“, на 31‑м квартале, возле Диагностического центра. Нам обещают не просто здания, а атмосферу, в которой современные дети захотят становиться умнее. Поможет ли это поднять Россию с 33‑го места из 72 возможных в международном рейтинге качества образования, покажет будущее, в котором Бийск наверняка займет свое место. В 2022–2023 годах в нашем городе появятся несколько школ XXI века и свой собственный ответ на вопрос: „Влияет ли образовательная среда на качество обучения?“.


Войти в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования до 2024 года — задача, которую поставил президент перед правительством почти четыре года назад. И понеслось: модернизация, строительство, перепрофилирование образовательных учреждений первого звена по всей стране.

В рамках национального проекта „Образование“ с 2018 по 2020 год в Алтайском крае ввели в эксплуатацию восемь школ почти на три тысячи мест, четыре из них общей мощностью почти 2000 мест. За счет строительства, оптимизации и проведения капитальных ремонтов уже имеющихся помещений в муниципальных образованиях создали более 10 тысяч новых мест. В 2021 году в крае продолжили строительство восьми школ общей мощностью 3240 мест, в том числе одной школы в рамках национального проекта „Образование“ и одной в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации, пишет официальный сайт Алтайского края.

Кроме того, в рамках краевой адресной инвестиционной программы разрабатывается 15 новых проектов по строительству школ общей мощностью более 7000 мест. Уточняется, что речь идет о крупных современных школах, каких ранее в регионе еще не строили.

„Мы каждый год прирастаем по школе, — сказал глава города Александр Студеникин на встрече с представителями бийских СМИ. — И новые школы для нас это уже не просто решение проблемы с разгрузкой густонаселенных районов АБ, вокзала и Зеленого клина, это уже достижение самых высоких стандартов современной образовательной среды. По эргономике школы будут не просто лучшими в городе, но и в крае“.

Очередность стройки

В текущем году завершится строительство школы на 500 мест в районе спуска на Зеленый клин, в микрорайоне 16а (напротив „Ленты“). Согласно проекту, как рассказал застройщик, в ней предусмотрены лифты, современные компьютерные классы, вентиляция и не только.

„Уже второй этаж идет к застеклению. Весной начнется внутренняя и внешняя отделка. Далее по очередности идет школа № 1, которая будет профильной“, — прокомментировал Александр Петрович.

Хотя это была вторая часть ответа на основной вопрос о том, почему остановилось строительство 4‑этажной школы на 500 мест в районе квартала АБ, начатое еще в 2019 году. Микрорайон ДЕ города активно застраивается, имеющихся образовательных мощностей явно не хватает.

„Срок плановой сдачи объекта был определен на 2022–2023 год. Со стороны Минобразования края, администрации Бийска и застройщика были предприняты все меры. Но, к сожалению, в зону строительства попал самострой, — объяснил Александр Студеникин. — Очень долго мы судились — почти 2 года. На этот период остановили строительство. Судебные разбирательства были завершены в прошлом году, но застройщик в это время уже приступил к школе в микрорайоне 16а“.

Глава города заверил, что школа в программе обозначена, значит, она обязательно будет. Строительство продолжится, но сроки его завершения пока не определены, так как за время судебных разбирательств была сформирована новая очередность стройки.

„Застройщик возводит объекты за свой счет, — продолжил мэр. — Мы не можем ему сказать: „Остановись и доделай ту!“. Финансово состоятельных застройщиков у нас в городе не так много, а вернее, мало. Они вкладываются обычно в дом, продают и дальше. Если бы мы зашли в строительство сейчас, а не 2019 году, все было бы гораздо проще. Мы попали бы в программу господдержки, льготного кредитования и так далее“.

Концессия в помощь

Например, школу № 31 имени Героя Советского Союза А. В. Спекова на улице Волочаевской в Бийске будут строить на принципах государственно-частного партнерства или концессии, особого договора, при котором происходит передача муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

Застройщику предлагается вложить 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% „Сбербанк“ ему выделяет кредит, а залогом является право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды.

„Хотелось бы обратиться к жителям города Бийска и прежде всего извиниться за то, что пристально не посмотрели на эти вещи раньше, но и экономическая ситуация была несколько иной. Сегодня у нас появились инициативы в рамках федеральных проектов образования и демографии, благодаря которым Алтайский край получил возможность реализовывать такие важные социальные проекты, — особо отметил председатель АКЗС Александр Романенко во время рабочей поездки в Бийск осенью 2021 года.

Сегодня здесь полностью демонтировано аварийное здание 1964 года постройки. Строительство нового входит в реализацию федеральной программы с бюджетом в 350 млн рублей. Срок сдачи школы на 350 мест на улице Волочаевской — конец 2023 года.

„В самом начале мы планировали строить с перспективой — на 550 учеников, но, к сожалению, соотношение нормативов проекта нам этого не позволило. Поэтому будет 350 мест“, — рассказал журналистам глава Бийска.


Феномен XXI века

Пока ученики ждут школу, администрация продолжает выполнять свои обязательства перед их родителями по доставке детей до подменных школ.

„И еще очень важно, что мы сохраняем педсостав школы. То есть, когда здание будет готово, учебный процесс восстановится полностью“, — продолжил Александр Петрович.

Изменится ли „сумма, от перестановки мест слагаемых“, если ничего не изменится, кроме стен? Мы были воспитаны в парадигме того, что почти всю совокупность образовательных результатов всегда обеспечивал учитель. Только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников в XX веке.

Согласно исследованиям „Института стратегии развития образования Российской академии образования“ такой феномен, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования теперь выходит на первый план. По мнению специалистов, влияние педагога в современном образовании имеет только распределенный характер. Ключевую роль играют принципы, согласно которым строится окружение учеников.

„Следовательно, говоря о среде, мы имеем в виду и архитектуру зданий, и предметно-пространственную организацию, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигацию, и методическую оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых“, — сказала в своем интервью телеканалу „ОТР“ член-корреспондент РАО, профессор, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ „Институт стратегии развития образования Российской академии образования“ Светлана Иванова.

Эффективное проектирование инновационных школ и реконструкция старых зданий становится общемировой тенденцией. Школа уже не просто физический объект, а пространство, которое влияет на качество образования.

„Что касается внутри нашей страны, то на самом деле критерий, который действительно определяет качество образования, слишком отложен. То есть мы не можем даже говорить о том, что результаты общей школы можно оценить в вузе. На самом деле результаты будут действительно валидными тогда, когда эти дети придут в экономику и покажут, какую долю в ВВП они приносят, как они себя проявляют в социальной сфере и так далее“, — подчеркивает Светлана Иванова на странице официального сайта института.

Поделиться новостью