Образование
Петров, выйди из чата!
Автор:

Петров, выйди из чата!

В июле уставшие от дистанционного обучения родители услышали новость.

В школах и учреждениях профтехобразования Алтайского края с 2020 по 2022 гг. будут проводить эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). Он стартует в 14 регионах страны, когда соответствующее Постановление Правительства РФ вступит в силу. Онлайн-обучение показало объем задач, которые предстоит решить в рамках проекта.


То же самое — вид сбоку

Ничего принципиально нового в проекте ЦОС нет. Например, в 2016 году уже был похожий проект „Современная цифровая образовательная среда“, сроки его реализации сдвигались, а цели про подготовку кадров, внедрение новых цифровых технологий в образовательный процесс, создание единой платформы для размещения онлайн-курсов плавно перекочевали в проект ЦОС-2020.

К ним добавилась важная цель по обеспечению всех учебных заведений интернет-соединением со скоростью 50–100 Мбит/с, а также задача по созданию центров цифрового образования детей по типу IT-Cube. Техническое оснащение школ продолжат в рамках нацпроекта „Образование“.

Проект постановления о проведении эксперимента Минпросвещения России создавало в июне 2020 года. Форс-мажорные обстоятельства придали резкое ускорение процессам в сфере образования. Опыт дистанционного обучения наглядно показал, насколько неподготовленными к глобальному вызову оказались образовательные учреждения, педагоги и коммуникационная инфраструктура. Все это составляющие цифровой образовательной среды.

С момента, когда постановление о проведении эксперимента вступит в силу, у региональных властей есть 4 месяца, чтобы создать план мероприятий. Результатом этого проекта должны стать высокое качество и доступность образования.


ЦОС — за чертой бедности

Очередной проект о цифровой образовательной среде не учитывает готовность российских семей к электронному обучению и дистанционным технологиям. Нигде не говорится об адресных мерах поддержки для уязвимых групп населения.

Весной Высшая школа экономики (ВШЭ) провела анализ готовности российских школ и семей к обучению в условиях карантина. В целом базовые условия для обучения с использованием сети Интернет в стране выглядят неплохо. Основные сложности для большинства семей связаны с готовностью использовать имеющиеся возможности, навыками организации обучения на дому, способностью к психологической адаптации к новой реальности.

При этом, по оценкам специалистов ВШЭ, каждые четвертый ученик, пятая школа и пятый педагог оказываются „за бортом“ в условиях карантина. В первую очередь это касается сельских жителей и сельских школ, малоимущих и многодетных семей, возрастных педагогов.

В Алтайском крае доля городского населения продолжает расти, но все же доля сельского населения существенна — 43%.

В школе села Топольного Солонешного района учатся 118 детей, из них 19 подвозят из соседнего села Искра. В этом году школа получила 15 компьютеров для уроков информатики. Старые, которые положено списать, на время дистанта думают передать ученикам под личную ответственность родителей. У большинства семей нет ни планшетов, ни компьютеров. Мобильные гаджеты не позволяют выполнять большую часть учебных занятий. Только у четвертой части жителей есть возможность провести скоростной интернет, остальные обходятся мобильным интернетом.

— Но компьютер — это не выход из ситуации. Родителям к нему нужно купить модем и регулярно вносить оплату за услуги мобильной связи. В селе, сами знаете, семьи имеют очень низкую материальную базу.

Весной пробовали работать через WhatsApp, но министерство настаивает на образовательных платформах и видео-уроках. Говорить о цифровых образовательных технологиях сложно, потому что в селе очень низкая скорость интернета.

Во время карантина дети расслабляются. Родители все время заняты, в селе мы выживаем за счет сельского хозяйства, у многих взрослых нет возможности помочь ребенку. Конечно, родители — противники дистанта, — рассказала Анна Губина, директор тополинской школы.

Сельские учителя что только не придумывали: записывали презентации и видео-уроки на флешки, вели уроки в WhatsApp, распечатывали новые материалы и домашние задания на бумаге, проводили индивидуальные занятия для отстающих в школе. Тетради с домашним заданием родители приносили в школу, искринские школьники пересылали фотографии на электронную почту или WhatsApp. Реальные возможности в селе не располагают к обучению на образовательных платформах с помощью видео-уроков.

— В результате наши дети ЕГЭ сдали, не было ни одного завала, но результаты оказались слабее, чем мы ожидали, — подвела итог директор.


Трудности самообразования

Авторы проекта ЦОС поставили цель — создать условия для формирования у обучающихся стремления к саморазвитию и самообразованию. Однако пока методика обучения в режиме дистанта не учитывает возрастные особенности детей и возможности семей сопровождать онлайн-занятия. Об этом мы поговорили с педагогами Бийска и Калининградской области, самого западного региона-участника эксперимента.

Оксана Березина, заместитель директора по УВР (начальное общее образование), Калининградская область:

— Данный опыт показал, что дети, которые умеют учиться очно, могут учиться дистанционно. Не все дети, даже не все взрослые приспособлены к самообразованию. Новую тему с помощью видео-урока объяснить можно, но из 30 учеников только 5–7 имеют навыки саморегуляции и могут себя организовать на самостоятельную работу.

Эти навыки формируются с детства, однако современные родители не дают самостоятельности детям. Они завязывают им шнурки, делают с ними уроки, а иногда и вместо них. Дома они учат детей так, как их когда‑то учили. В этом больше вреда, чем пользы. С советских времен изменились подходы. Смысл современного образования в том, чтобы дети учились думать самостоятельно. Сегодня нужно, чтобы ребенок понимал, зачем ему то или иное правило.

Елена Сидоренко, руководитель языкового центра дополнительного образования из Бийска, рассказала, что весной занятия проводились в Zoom:

— На дистанционное обучение перешли только 30% детей, потом осталось 20%. Кроме технических причин, на это повлияло то, что большинство родителей — сторонники офлайн-обучения, они сочли недопустимым онлайн-формат. Многие опасались, что без помощи взрослых ребенок сам не справится с подключением к Zoom.

При этом, возможно, детям было не так сложно, как мне. Они хорошо себя чувствовали, отвечали, общались друг с другом. Занятия были продуктивными, и результат был нисколько не хуже. Но мы очень устали от дистанта за два месяца.

В уходящем году мы увидели, что наша медицина не такая уж доступная, а образование не такое качественное. Учителя очумели от гаджетов, родители взревели от домашнего обучения. Влияние ЦОС и дистанта на физическое и психическое здоровье еще предстоит оценить. Дети же пока не понимают, что онлайн-обучение в текущих условиях увеличивает риск остаться без надлежащего среднего образования. Это еще один шаг к социальному неравенству. Цели проекта отчасти призваны его устранить. Насколько это удастся — покажет время.


К сведению

Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей

  • 45 МБит/с — скорость фиксированного интернет-подключения в России.
  • 19 МБит/с — скорость мобильного Интернета.
  • 76,9% домохозяйств в России имели доступ к сети Интернет, у 73,6% Интернет был широкополосный (по данным 2019 г.).
  • 18,9 млн человек — количество малоимущих (Росстат, 2018 г.), примерно. 22% из них — дети и подростки в возрасте от 7 до 16 лет (школьники). Это примерно четверть всех российских школьников.
  • Каждый шестой житель нашей страны в возрасте от 0 до 17 лет — это ребенок из многодетной семьи.
  • От 2,2% (в г. Севастополе) до 5,2% (в Чукотском автономном округе) своих средств домохозяйства тратят на связь (по данным 2019 г.).
  • Каждый пятый педагог не имеет достаточного навыка работы в Интернете и использования сетевых сервисов и ресурсов.
  • Примерно в 40% школ страны скорость Интернета не превышает 2 Мбит/с.
  • Стоимость доступа в России, включая лидеров по скорости, существенно ниже, чем в других странах.

Источник: НИУ „Высшая школа экономики“, 2020 г.


Фото из открытых источников и архива редакции

Поделиться новостью