28.06.2020 в 12:40
Потребитель
Авторынок выходит из шока. Часть II
Автор:

Авторынок выходит из шока. Часть II

Постепенно в разных сферах ослабевают ограничительные меры, и жизнь осторожно входит в привычное русло. Продолжаем говорить об авторынке и его изменеиях после периода карантина и самоизоляции.


Новые LADA: в ходу „Гранты“ и „Весты“

Дмитрий Пахомов, генеральный директор автоцентра „Терминал-Моторс“ — официального дилера LADA и Chevrolet NIVA (ООО „Бийск-Авто-Центр“):

— Конечно, ситуация с пандемией COVID-19 отразилась и на автобизнесе. Что касаемо продаж — в европейской части страны автоцентры и автосервисы были закрыты полностью, а в Сибири автосервисы продолжали работать. В апреле 2020 года падение продаж автомобилей составило 70–80% относительно периода 2019 года, в мае — 50% относительно мая 2019 года.

Также ситуацию усугубила остановка производства АвтоВАЗа в период с 29 апреля по 17 мая 2020 года.

На сегодняшний день существует дефицит новых автомобилей на складах дилеров.

Что касается спроса — он подрос, но связан не с увеличением покупательской способности, а скорее с усталостью населения. Людям надоело сидеть два месяца дома. Спрос продолжил расти и в июне. Продажи идут и у нас, и у наших коллег, хотя сказывается недостаток автомобилей.

Но хоть спрос растет, к отметкам прошлого года он не вернется. По оптимистичным прогнозам, будет спад на 20–25% от показателей 2019 года. И это еще позитивная оценка, поскольку нет гарантий, прогнозируется вторая волна пандемии.

Чтобы покрыть текущий дефицит, заводам придется работать в течение двух месяцев. Опять же, с учетом того, что они переходят на четырехдневную рабочую неделю, сроки могут увеличиться.

Одной из самых продаваемых моделей LADA является LADA Granta, в ее линейке — самые бюджетные комплектации. Также хорошо покупают LADA Vesta.

К сожалению, LADA XRAY не оправдал возлагаемых на него надежд. В силу габаритных размеров его берут не так часто.

Снизился спрос и на LADA Largus, поскольку это преимущественно коммерческий автомобиль, а большинство компаний на время самоизоляции прекращали свою деятельность и многие сейчас имеют убытки. Хотя в целом этот автомобиль себя зарекомендовал хорошо и пользуется стабильным спросом.


Ждать ли повышения цен? АвтоВАЗ только в этом году неоднократно поднимал цены на автомобили. В будущем тенденция, скорее всего, сохранится.

По настроению покупателей в модельном ряду LADA ситуация такова, что те, кто хотел купить LADA Granta в хорошей комплектации, сейчас выбирают более бюджетный вариант. Опыт прошлых кризисов показывает, что на авторынке в первую очередь страдают продажи автомобилей среднего класса в угоду бюджетному. А вот премиум-бренды редко проседают и всегда продаются на стабильном уровне.

Хотя рост цен ожидается, пусть и не анонсируется, добавлю еще, что при этом сейчас существует хорошая поддержка государства, льготные кредитные программы.

Обновилась государственная программа „Первый семейный автомобиль“. Ранее нужно было, чтобы участник программы имел двух несовершеннолетних детей, теперь достаточно одного. Хотя говорить, что сейчас будет ажиотаж из‑за нее, не стоит. Программе два года, и кто хотел ею воспользоваться, получив скидку 10% на автомобили, произведенные в России, тот уже это сделал. Есть даже программа льготного кредитования, направленная на помощь в покупке автомобилей для мед-работников. Хотя по этому направлению могу сказать, что конкретно у нас в Бийске данной формой господдержки так никто и не воспользовался. Также отмечается, что, если ранее желающие участвовать в этих программах имели хоть какой‑то первый взнос, то сейчас люди хотят купить авто без первого взноса.


Людям не до машин

Вадим Чернов, индивидуальный предприниматель (АЦ „Лифан“):

— На данный момент мы отошли от продаж новых китайских автомобилей. Ранее они привлекали низкой стоимостью, новая машина продавалась за 500–600 тысяч, потом Китай ценники поднял и продажи прекратились. Занимаемся автомобилями с пробегом разных марок. После истории с коронавирусом продажи сократились очень серьезно. Хорошо, что у нас имеются другие виды бизнеса: аренда помещений, строительство домов, поэтому подобный спад переносится легче. Сейчас люди появляются, смотрят машины, но до покупки практически дело не доходит. Это и понятно, у людей просто нет денег, тем более им пришлось два месяца просидеть без зарплаты.


Премиум-сегмент держит удар

Антон Милаенко, руководитель отдела продаж дилерского центра „Альбион-моторс“ (Барнаул):

— В целом мы продаем 9–10 машин в месяц, преимущественно больше „Лендроверов“, меньше „Ягуаров“. Соотношение примерно 80 к 20. Продаем достаточно дорогие эксклюзивные машины. Алтайский край наш бренд любит, у нас много клиентов из Барнаула и районов Алтайского края, также много покупателей из Бийска, оттуда и наши учредители.

Продажи до COVID-19 шли стабильно, мы придерживались планов от импортера и практически всегда их выполняли. План, как уже сказал — в среднем 8–10 машин в месяц. Когда инфекция пришла в РФ и правительство приняло соответствующие меры по ее пресечению, продажи скорректировались.

В целом скачки, резкие перепады не характерны для брендов премиум-класса. Если уже в марте и в апреле АвтоВАЗ просел почти на 70% по продажам моделей LADA в Алтайском крае, то мы на апрель 2020 года хоть и уступили в продажах по отношению к апрелю 2019 года, но это значение было не более 15%.

Это связано чаще всего с тем, что наша целевая аудитория — предприниматели, директора, собственники бизнеса, люди с хорошим достатком, и, соответственно, некие кратковременные изменения на курсовом рынке сильно на них не влияют.

Хочу сказать, что в марте 2020 года был резкий всплеск активности покупок достаточно дорогих авто, таких как Range Rover и Range Rover Sport. Клиенты в этот период практически не торговались, забирали из шоу-рума машины почти не глядя, и доходило до того, что на одну машину у нас было сразу несколько желающих ее купить прямо здесь и сейчас, готовых даже немного переплатить за срочность сделки, лишь бы поскорее заполучить данное авто. Потому что у многих этих людей было ощущение, что вот-вот наступит очередной кризис, подобный тому, что был в 1998 и 2014 годах.

В памяти клиентов все эти события еще были достаточно свежи и поэтому в марте мы увидели всплеск продаж.

Если касаться апреля и мая, то наши продажи серьезно просели. Это было связано отчасти с карантинными мерами в стране, но, по‑моему, на 80% виной просадки является, то что бренд Jaguar Land Rover — полностью иностранная компания и наши авто производятся за пределами России. Завод Jaguar Land Rover с 20 марта ушел на карантин, то есть закрыл действующее производство по всему миру. Сначала до середины апреля, потом карантин продлили, и только 18 мая завод открыл свои двери. Работников выпустили трудиться в одну смену вместо трех и из продуктовой линейки убрали все тяжело продающиеся автомобили, такие как Jaguar XE, XF, E-PACE, связано это с тем, что спрос на них не такой большой, как хотелось бы бренду, они это понимают и все усилия сконцентрировали на производстве ходовых позиций — Range Rover Sport и Range Rover Velar.


В этот период, с 20 марта по 18 мая, пока завод стоял два месяца, в России образовался дефицит авто. Насколько он был велик? На примере модели Discovery 5, которая пользуется хорошим спросом на рынке Сибири: по всей стране на данный момент их осталось не более пяти штук. Конечно же, удовлетворить спрос не представляется возможным, из‑за чего у нас снижается процент контрактования и как следствие — сделки по машинам из наличия. Прибыльность предприятия страдает в том числе.

Именно карантинные меры в Англии в большей степени способствовали тому, что в России достаточно сильно упал спрос на наши автомобили. Снижение спроса коснулось не только нашего бренда, но и других премиум-марок, к примеру Porsche. Их производство тоже на два месяца приостановили. Останавливали и другие заводы, производящие премиум-модели: SEAT, Lamborghini, Bentley, Aston Martin.

Что касается зависимости от повышения курса доллара — на нашу компанию влияет не курс доллара, а курс фунта стерлингов, и для Jaguar Land Rover Russia бюджет сверстан из определенного коридора цен на валюту. Если курс данной валюты будет выше установленного на протяжении двух-трех месяцев, то это, конечно, приводит к росту цен на модельный ряд. Но так как повышения были краткосрочные и курс в течение недели возвращался в необходимый коридор, до изменений цен не дошло. Если сравнивать наш бренд с другими популярными брендами, такими, как БМВ, Toyota Lexus, там повышение цен было значительным с начала года. У нас цены сохранились, как ни странно, 2019 года, а на некоторые модели, к примеру, новый электромобиль Jaguar I-PACE — кроссовер нового поколения, цена даже снизилась на 300 000 рублей за счет того, что Россия отменила ввозную пошлину на авто с электродвигателями.

Что касается изменений настроения покупателей в связи с последними событиями в мире и стране — действительно, часть клиентов в разговорах сообщают, что сейчас не готовы тратить средства на покупку авто. Как я уже говорил, многие наши покупатели — собственники бизнеса, и многим из них необходимо в первую очередь обеспечить функционирование своего предприятия. Соответственно, автомобили для них ушли на второй план. Но клиенты не готовы отказываться от хорошей комплектации в угоду более низкой цены. К примеру, ранее мы привозили несколько вариантов Discovery 5‑го поколения в комплектации Landmark с бюджетом покупки от 4,6 до 5 млн рублей. Это для данного авто достаточно низкое ценовое предложение, но комплектация особого впечатления на клиентов не произвела, и склад был подзатарен. К маю этого года мы все‑таки продали все машины, но продали из‑за того, что в принципе других альтернатив не было.


Считаю, вне зависимости от ситуации в стране и мире наши клиенты, выбирая между люксовой и более экономной комплектацией, выбрали бы люксовую. Поскольку клиент, единожды попробовав полный пакет опций, не привык от них потом отказываться.

Предпочтения клиентов не поменялись и в моделях. Как всегда, самые ходовые у нас флагманы: Range Rover, Range Rover Sport и Range Rover Velar. Также хорошо продаются Discovery 5 и Evoque. Это те авто, которые всегда продавались, независимо от положения на мировой арене и от ситуации в стране.

На мой взгляд, автомобильная отрасль относится к наиболее пострадавшим отраслям экономики из‑за коронавируса. Но до сих пор рынок России считается не вышедшим из карантина. Это прямо говорится в пресс-релизе штаб-квартиры Jaguar Land Rover в Лондоне, который, едва начав работу, первые поставки произвел на рынки Кореи, Японии и Китая, поскольку именно там „люди вернулись в шоу-румы“. У нас тоже поставки возобновлены, ближайшие планируются в июле. Наверное, июль станет для нас самым тяжелым месяцем, поскольку склады полностью истощены. В шоу-руме осталось не более десяти авто.

Но заводская программа по производству машин полностью работает, конвейер запущен, и мы готовы принимать заказы клиентов, сроки остались те же: не более трех месяцев на ходовые позиции.

Подводя итог: автомобильная отрасль пострадала серьезно, вернуться к объемам продаж, к примеру 2019 года, в этом году нам уже не удастся, возможно, лишь в 2021 году, если коронавирус будет побежден. В целом специалисты говорят, что отрасли придется восстанавливаться 2–3 года до прежнего уровня продаж. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом. Ни один из наших центров не закрылся, импортер нас поддерживает различными программами мотивации бизнеса. Да и если сравнивать премиум-сегмент с продажами моделей эконом-класса, у нас не такой значительный спад, как там.

От полного штиля до обычных темпов — таков уровень продаж в автосфере в зависимости от сегмента. Конечно, когда многие люди два месяца сидели без работы, соответственно — без привычного уровня зарплаты, трудно ожидать, что они после этого в первую очередь устремятся за покупкой нового или даже подержанного авто. Остается надеяться, что с общим оживлением всех сфер экономики оживет и эта ее часть.

Фото Владимира Бедарева и Алексея Саламатова

Поделиться новостью