Потребитель
К нам едет ревизор
Автор:

К нам едет ревизор

Не так давно Бийск посетила группа блогеров, которые позиционируют себя как борцы за права покупателей. Они выборочно посещают магазины, проводя видеосъемку визита с целью фиксации выявленных нарушений. Под прицел их внимания попадает как обеспечение безопасности покупателей, так и соблюдение магазином правил продажи товаров. Так, в одном из посещенных бийских магазинов популярной торговой сети блогеры выявили ряд нарушений, таких как нарушение целостности упаковки, отсутствие информации о товаре и других.

В этом материале мы расскажем, на что нужно обращать внимание, чтобы покупка продовольственного товара не обернулась разочарованием.

Срок годности

Банально. Первое, на что нужно обратить внимание, это срок годности товара. Он подразумевает либо дату, по достижении которой продукт будет нельзя употреблять, либо период времени, на протяжении которого товар можно использовать. Он может быть указан в двух форматах: дата производства и дата окончания или дата изготовления и временной период, в течение которого товар сохраняет годность. Важно, что, согласно статье 472 Гражданского кодекса РФ, „товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором“. Кстати, сроки годности есть не только у продуктов питания и лекарств, но и у средств бытовой химии и косметики.

Температурный режим

Продукты могут продаваться при комнатной температуре (консервы, хлеб и т. д.), в охлажденном виде (из холодильника) и замороженными. Вроде все просто, но в магазинах города можно встретить нарушения.

У некоторых товаров может быть разный срок годности в зависимости от температурного режима.

Например, некоторые майонезы могут храниться на теплой полке в течение трех месяцев, а в холодильнике при температуре от 0° до 4° — в течение полугода. Поэтому к майонезу, стоящему на обычной полке, нужно приглядываться внимательно — может оказаться, что при такой температуре его срок годности уже истек.

Также двойной срок годности может быть и у сливочного масла — для хранения в холодильнике и в режиме заморозки. Однако нужно обратить внимание, что в большинстве бийских магазинов сливочное масло продается из холодильника, а не из морозилки. Поэтому к маслу, которое отчего‑то лежит в заморозке при основной выкладке товара в другом месте, стоит отнестись с подозрением. Не исключено, что таким образом продавцы пытаются реализовать продукт с уже истекшим сроком годности, искусственно его продлив. Это, кстати, серьезное нарушение.

Торты (или некоторые виды хлебобулочных изделий) тоже могут продаваться как замороженными, так и охлажденными. Магазин имеет право дефростировать товар, и при этом срок его годности существенно сокращается: с полугода до нескольких суток. Поэтому очень важно обращать внимание на то, чтобы на размороженном продукте была указана дата разморозки. Товар с истекшим сроком реализации (срок, в течение которого товар должен быть продан) покупать не стоит.

Товары, которые были разморожены и повторно заморожены, продавать нельзя. Однако это может случиться по недосмотру продавца. Например, из‑за особенностей работы морозильного оборудования. Верхние ряды при слишком высокой выкладке могут подвергнуться разморозке, а после вновь быть заморожены. Визуально определить такой товар можно обратив внимание на его цвет. Например, пельмени темнеют, креветки и мясо бледнеют, а рыба приобретает желтоватый оттенок.

Также в некоторых магазинах можно увидеть выкладку изделий с холодильным режимом хранения вне холодильника. Например, на кассе или на полке рядом с холодильником. Это может быть сыр, колбаса, готовые блюда. Обращаем ваше внимание, что такие действия недопустимы. Покупать такой товар не следует категорически.

Фасованные товары

Чаще всего это сыры, колбасы или мясные деликатесы. В заводской упаковке (вакуум, газовая среда) товар может храниться одно время, а при нарушении упаковки для фасовки продукта — другое. При покупке фасованного товара нужно обратить внимание на магазинную этикетку, где должны быть указаны два срока: общий срок годности и срок реализации (время после фасовки, в течение которого товар должен быть продан, а после — утилизирован). Например, срок реализации куска сыра составляет 5 суток, а если от даты фасовки прошло 7 суток — этот товар продавец должен утилизировать, его продажа является нарушением.

Недобросовестные продавцы могут несколько раз перефасовывать товар с целью снижения потерь магазина. Визуально определить такие продукты можно обратив внимание на срез. Например, недавно нарезанный полутвердый сыр имеет острые углы на срезах. Если же углы округлые и сыр напоминает кусок мыла — это может говорить о том, что его неоднократно перефасовывали, или товар лежал долгое время вне холодильника, или же о том, что исходное качество товара вызывает вопросы. Колбаса или мясные деликатесы при многократной перефасовке имеют свойство бледнеть на срезах.

Также у продавца должна быть информация от производителя, на которой указаны данные о товаре. Эту информацию продавец обязан предъявлять покупателю, если он ее потребует.

Информация о товаре

При продаже продовольственных товаров продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, его качестве и безопасности, обеспечивающую возможность правильного выбора:

  • об основных потребительских свойствах товара, о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9 %), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  • об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о сроке годности, цене и условиях приобретения;
  • об изготовителе, продавце, включая наименование, адрес.

Информацию для покупателя предоставляют на русском языке непосредственно с продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше, способом, принятым для отдельных видов продуктов.

Это касается и товара, который продается на развес. У продавца обязательно должны быть информация с заводской упаковки, будь то конфеты, замороженная рыба и морепродукты, орехи, сухофрукты или свежие овощи и фрукты.

Разное

При выборе нужно обратить внимание и на упаковку — она должна быть целостной. Так, если на товаре указано, что он должен продаваться в вакуумной упаковке, не нужно брать продукты с нарушением вакуума. Такой вид упаковки может быть как среди товара холодильного режима хранения, так и в заморозке. Эта информация должна быть указана на ценнике.

Не допускаются для реализации деформированные консервы и банки с признаками бомбажа и микробиологической порчи, позеленевшие клубни картофеля, яйца с загрязненной скорлупой, с пороками и дефектами, утиные и гусиные яйца, продукты домашнего приготовления и бахчевые культуры частями и с надрезами.

Безопасность

Последнее в списке, но не по важности — о безопасности покупателей. Обращайте внимание на эвакуационные выходы. Подходы к ним должны быть полностью свободны. Недопустимо перекрытие пути поддонами, оборудованием и даже покупательскими тележками. Путь должен быть полностью свободен. Если это не так — значит, сотрудники этого магазина не задумываются о жизни покупателей. А что уж говорить о здоровье?

Фото из архива редакции

Поделиться новостью