Ваше право
Это бренд, детка!
Автор:

Это бренд, детка!

В бизнесе часто используется понятие „бренд“.

И любой бизнесмен понимает, что успех бизнеса во многом зависит от того, насколько его бренд будет узнаваем. Но в законе нет понятия „бренд“, а есть… „товарный знак“. Эксперт „Делового Бийска“ юрист Анна Маевская рассказывает, что же это такое.


Что такое „товарный знак“ и кому он нужен?

— Это обозначение используется для индивидуализации услуг и товаров. С помощью товарного знака (по‑простому — бренда) среди всего многообразия потребители могут отличить товары и услуги одного производителя от схожих товаров и услуг других производителей.

Товарный знак у многих ассоциируется с неким словом или логотипом, но это не совсем так. На самом деле закон разрешает вам зарегистрировать в качестве товарного знака не только слово или изображение, но и слоган вашего бизнеса, название сайта или домен, название группы в соцсети („Телеграм“, „ВКонтакте“ и т. д.), даже звук, запах, цвет или голограмму.

Многие считают, что товарный знак — это для большого бизнеса с миллионными оборотами, и если вы только начинаете работать на себя, то товарный знак вам не нужен. Но это ошибка. Он нужен любому бизнесу, если вы планируете расти, масштабироваться, если вы хотите отличаться от конкурентов. Поэтому абсолютно неважно, чем именно вы занимаетесь, товарный знак повысит стоимость вашего бизнеса и сделает его более конкурентоспособным.

Вы можете быть парикмахером, SMM-специалистом, швеей, мастером маникюра, владельцем кафе или автомастерской, если у вас есть свой товарный знак, это повышает шансы на успех, и сейчас я расскажу почему.


Какие преимущества дает товарный знак

Итак, его регистрация дает вам преимущества:

  • повышает узнаваемость вашего бренда;
  • можно вкладывать деньги и силы в продвижение и не бояться, что вкладываетесь в развитие чужого бренда;
  • возможность выйти на маркетплейсы и не получить блокировку своего личного кабинета (блокировка может случиться, если ваше название украдут конкуренты и зарегистрируют в качестве товарного знака), плюс свой товарный знак на маркетплейсах выделит вас среди прочих производителей;
  • возможность размещать знак на наружной рекламе, ваш бренд будет более узнаваем и ассоциироваться у потребителей именно с вами;
  • защитите свой товар и услуги от подделок, так как нарушителю грозит ответственность за незаконное использование товарного знака;
  • защита на таможне: проверка товаров и выявление контрафакта происходит гораздо эффективнее, и обо всех попытках нарушений вам сообщат;
  • возможность запуска франшизы: без зарегистрированного товарного знака это сделать не получится.

А могут еще и до 5 млн отсудить…

— В своей практике я часто вижу такую ситуацию у своих клиентов: начали заниматься бизнесом, придумали звучное и запоминающееся название, начали вкладываться в продвижение, название стало узнаваемым, и вот приходит „письмо счастья“ от конкурента, мол, вы незаконно используете наш товарный знак.

То есть если бренд уже раскручен и на слуху, то ваши более шустрые конкуренты могут зарегистрировать это название в качестве своего товарного знака. А вам запретить его использовать. Плюс могут потребовать с вас компенсацию до 5 млн руб. и выплату убытков.

И совершенно не важно, что вы честно работали под этим названием несколько лет, вложили много сил и денег. Если у вас не зарегистрирован товарный знак — вам он не принадлежит.

А еще сейчас очень распространены так называемые „патентные тролли“ — организации, которые регистрируют на себя много разных товарных знаков и потом требуют с добросовестных предпринимателей деньги за их использование.

Если торгуете на маркетплейсах, в такой ситуации можно лишиться своего личного кабинета, его просто могут заблокировать.

Конечно, можно годами работать без товарного знака, и ничего может не случиться, но это большой риск, надежда на „авось“. Авось пронесет. Это рулетка. Но может и не пронести, и тогда понесете финансовые потери. Лучше этот риск исключить и зарегистрировать товарный знак, тем более что в этом нет ничего сложного.


Как зарегистрировать товарный знак?

— Регистрацией товарных знаков в России занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Подать заявку можно на сайте госуслуг или Роспатента. Весь процесс регистрации товарного знака может занять до 18 месяцев.

Конечно, чтобы регистрация прошла успешно, нужны знания в этой сфере. Поэтому можно обратиться к юристу, который специализируется на этом вопросе или к патентному поверенному. Ко мне часто обращаются клиенты после самостоятельных попыток регистрации. Получив отказ, приходят за помощью.


Его дают навечно?

— Нет. Срок действия права на товарный знак составляет 10 лет с даты подачи заявки. По заявлению правообладателя срок может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз.


Могут ли самозанятые зарегистрировать товарный знак?

— Да, с 28 июня 2023 года вступает в силу Федеральный закон №193‑ФЗ, по которому теперь даже самозанятый может зарегистрировать свой товарный знак. Раньше это было доступно только организациям и ИП.

Поделиться новостью