Праздник
Что нас не объединяет
Автор:

Что нас не объединяет

В основе государственного праздника должна быть воодушевляющая идея, значимая для всего общества, способная преодолеть разногласия между властью и народом и объединить нацию. Эта роль предназначалась Дню народного единства, который в России отмечают 4 ноября. Однако опросы ВЦИОМ говорят о том, что даже спустя 15 лет со дня его появления смысл праздника понятен не всем жителям страны.

В прошлом году опрос показал, что лишь треть россиян (32%) знают, что 4 ноября отмечается День народного единства, 24% опрошенных называли этот праздник „День единства“, а 7% — „День единения России“.

Философы, историки и политологи объясняют неприятие Дня народного единства и смутное представление о его происхождении рядом факторов.

Дмитрий Ерошкин, старший научный сотрудник отдела истории Бийского краеведческого музея:

— События 1612 года для современных людей почти как пирамиды — что‑то совсем далекое, почти эпическое. Нет эмоциональной памяти. Чтобы праздник прижился, он должен быть в идейном содержании наполнен некой актуальностью. Людям важно отождествлять себя сегодняшних со своими далекими предками. Им должен быть заразителен исторический пример. Думаю, необходимо, чтобы праздники ассоциировались с некими национальными кодами самоидентификации. Причем если это историческое событие, то оно должно затрагивать не только русский народ, но и значительную часть других народов, проживающих на территории РФ. В настоящий момент к таким событиям мы, наверное, сможем отнести Великую Отечественную войну, войну 1812 года и, возможно, День славянской письменности и культуры, потому что русский язык — это то, что реально объединяет все народы России.

Смена политического курса и праздничная эклектика

Люди, выросшие в СССР, часто называют его подменой 7 ноября. Празднование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции было наиглавнейшим событием для советского человека. По масштабу и торжественности ему не было равных. Политика забвения в отношении „красного дня календаря“ началась в 1991 году. Переустройство страны коснулось не только экономики, но и мировоззренческой базы. Так, в 1996 году праздник получил новое название — День согласия и примирения. При этом было не совсем понятно, кого и с кем нужно примирить. Трансформацию советского праздника признали неудачной идеей, и в 2005 году в новом календаре праздничных дней Российской Федерации он уже не упоминался, получив статус памятной даты. Зато появился новый праздник — День народного единства 4 ноября.

Его учредили в память о знаковом событии в истории Смутного времени в России (1598–1613 гг.) — освобождении Москвы народными ополченцами из числа представителей разных сословий под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от шведских и польско-литовских интервентов 22 октября 1612 года. Взятие Кремля стало переломным моментом в борьбе за сохранение российской государственности. После этих событий на царствование был избран 16‑летний Михаил Федорович Романов, с которого началась трехсотлетняя история правления династии Романовых.

Как церковный праздник государственным стал

Хотя с каждым годом доля тех, кто не знает названия праздника, снижается, он довольно медленно приживается в общественном сознании. Например, в 2006 году, во вторую годовщину празднования Дня народного единства, 34% опрошенных ВЦИОМ оценивали появление праздника позитивно, 47%, в основном представители старшего поколения, воспринимали его негативно.

По-другому к героизму народных ополченцев, которым накануне взятия Китай-города прислали икону пресвятой Богородицы из Казани, относились представители династии Романовых. С 1613 года при царе Михаиле Федоровиче праздник Казанской иконы — покровительницы Дома Романовых — стали отмечать дважды — 8 июля и 22 октября по „старому“ стилю. В 1649 году Алексей Михайлович распорядился сделать церковный праздник Казанской иконы 22 октября государственным. В 1818 году в эпоху правления Александра I Павловича на Красной площади установили памятник народным героям Минину и Пожарскому. История одоления смуты являлась примером сохранения государства, а Минин и Пожарский названы спасителями Отечества.

С первых дней инициаторам нового-старого праздника из Межрелигиозного совета России указывали на неточность в датах из‑за неверного пересчета с Юлианского на Григорианский календарь. Освобождение московского Кремля произошло 22 октября по „старому“ стилю или 1 ноября по „новому“. К исторической дате следовало прибавить 10 дней, ведь именно столько составляла разница между „старым“ и „новым“ стилем в 1612 году. С каждым столетием эта величина увеличивается на один день.

Договор о капитуляции гарнизона, засевшего в Кремле, капитуляция и вступление войск Пожарского в Кремль происходили 5, 6 и 11 ноября по „новому“ стилю соответственно. В хронологии ключевых дат операции по освобождению Кремля 4 ноября не значится. В тот день ничего знаменательного не происходило.

Неприятие или невежество?

Но дело даже не в том, насколько значимым было это событие, речь об элементарном незнании истории своего Отечества до 1917 года частью российского общества. В советское время о взятии Китай-города ополченцами упоминалось разве что в школьных учебниках по истории. Сегодняшний поток информации, которая имеет диаметрально противоположный посыл, заводит людей в тупик и не помогает им сформировать личное отношение к празднику.

Попытки обратиться к героическому прошлому наших предков могло бы послужить новой идеологической основой для формирования образа будущего страны, стать ценностным ориентиром взамен низвергнутых советских устоев. Но это не всегда встречает отклик у людей из-за отсутствия знаний и непонимания идеологического содержания праздника. Разная трактовка тех исторических событий также не способствует улучшению ситуации.

Фото Владимира Бедарева


Государственные праздники современной России, которые призваны стать новыми символами национальной идентичности, по большому счету ориентированы на молодое поколение и активно встраиваются в канву патриотического воспитания.

Единственным по-настоящему объединяющим народ праздником остается День Победы. Из-за отсутствия равного по значимости для россиян дня, торжества в честь 9 Мая раскрутили по максимуму. Региональная акция „Бессмертный полк“, придуманная томскими журналистами, разрослась до мировых масштабов с тех пор, как власть увидела ее объединяющий потенциал. Здесь вам и социальная память, и традиции, и абсолютная поддержка населением страны.

В целом россияне считают, что отмечать День народного единства необходимо, так сказали 68% опрошенных ВЦИОМ в 2019 году. При этом в существовании единства народа убеждена треть опрошенных (37%). Опрос показал, что острые противоречия между группами людей в России возникают в силу экономического положения (76%) или наличия властных полномочий (61%).

Поделиться новостью