Заметки путешественника
На катамаране через экватор
Автор:

На катамаране через экватор

„Нежданное путешествие“ Александра Проваторова

Путешественник из Барнаула на парусном катамаране преодолел Атлантический океан и ступил на пляж Бразилии. О том, какие приключения и опасности встретил на своём пути современный мореплаватель, расскажем из первых уст.

15 февраля в актовом зале университета Шукшина прошла встреча с выдающимся путешественником России, участником трансатлантического перехода команды из двух человек (второй участник Андрей Светашев из Санкт-Петербурга) на разборном парусном катамаране из порта Агадир, Морокко (Африка), в порт Форталеза, Бразилия (Южная Америка). Отметим, что мореходы не профессиональные яхтсмены и это их первое путешествие на надувном судне.

Так каково же это — переплыть Атлантику?

Открытие Нового Света

За плечами Александра несколько поистине уникальных путешествий: велосипедные маршруты по пустыне Гоби, на Памире, в Тибете; сплавы по сложнейшим рекам мира в Гималаях и на Алтае; восхождения на многие высочайшие вершины Азии, Америки, Европы; маршрут на снегоходах вдоль берегов Северного Ледовитого океана… Он восходил на высшие точки континентов Земли: Эльбрус (5642 м), Килиманджаро (5895 м), Аконкагуа (6962 м), Мак-Кинли (6192 м), был участником группы восхождения на Эверест (до 8450 м). А кроме того, Александр 15 лет назад уже бывал в кругосветном путешествии на парусном катамаране через Индийский океан. Теперь же с 1 по 26 декабря 2023 года его катамаран „СК-32“ прошёл под парусами 2700 морских миль, причалив к берегам Южной Америки. Как же родилась мечта покорить суровый океан?

— Мне подкинул эту идею Анатолий Кулик, выдающийся путешественник России, конструктор первого в мире парусного катамарана, — делится Александр Алексеевич. — Тогда я позвал Андрея Светашева — мы с ним в 2016–2018 годах ходили на снегоходах по Северному морскому пути. Говорю: „Поехали“, он поддержал. Вот мы и отправились 30 ноября из Марокко, удобного порта в городе Агадир…

Так, два путешественника из Барнаула и Санкт-Петербурга в марокканском порту спустили на воду надувной катамаран и ушли в суровый океан в кругосветное плавание.

По словам Александра, родным непросто было отпускать его в путешествие.

— У меня супруга, дочка и четыре сына. В день отплытия старший написал мне: „Папа, я тобой горжусь и желаю удачи“. Это дорогого стоит. Никто не плакал, все уже привыкли, что я убегаю куда‑то постоянно. Понимают, что папке для чего‑то это нужно. Супруга тоже уже приучена давно, — смеётся путешественник.

Путь от Африки до берегов Бразилии (конечная точка путешествия) занял 23 дня, 15 из которых мужчины провели в условиях шторма. Боролись с шестиметровыми волнами, практически не спали, вели вахту.

— Кругосветное путешествие в экстремальных условиях — отличный способ похудеть, — шутит Александр. — За 23 дня я сбросил 10 килограммов, Андрей — 15. Это по видео и по фотографиям кажется, что мы расслабляемся и отдыхаем в надувных креслах, но на самом деле это редкие минуты. Каждые четыре часа нужно было нести вахту на руле: следить за парусами, скоростью, ветром, чтобы не отклониться от маршрута. Ты весь в морской солёной воде, волны постоянно обливают. Спать тоже ложишься в мокрый мешок. В пути тебя сопровождают достаточно жёсткие и аскетичные условия изо дня в день. Нужно было продержаться в ритме максимальной скорости и собранности. Мы шли в режиме гонки, поэтому хватало времени только чтобы поесть и поспать.

Больше всего до начала путешествия Александра волновал психологический климат на лодке, ведь, когда людям приходится находиться вдвоем в замкнутом пространстве, где мало места, они морально устают друг от друга. Поэтому, по словам путешественника, обычно в плавание отправляются по трое или четверо человек. Однако ожидания Александра не оправдались.

— Все конфликты возникают от безделья, а у нас была одна цель на двоих и очень напряженный график, — рассказывает мореплаватель. — В первый же день мы попали в „красную зону“. Высота волн достигала пяти-шести метров. Скорость ветра — 30–35 узлов. Мы в среднем двигались со скоростью 6,2 узла. А когда катамаран прыгает с волны на волну, тебя сильно мотает, ты ощущаешь эти удары, так что нормально спать ты не можешь. Потом, не выспавшись, не восстановившись, опять встаешь на вахту или готовишь еду.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Современный катамаран, пусть он и полностью экипирован для путешествия, всё же не рассчитан на суровые условия холодного океана. Поэтому в пути путешественников постоянно преследовали поломки: не столько оборудование давало сбой, сколько не выдерживала напора стихии конструкция судна.

— Поломок было много, но мы были готовы к ним, — уверяет Александр Алексеевич. — Например, постоянно лопались, трещали хомуты. Их запас быстро кончился, а нужно было много, 24 штуки. Мы, как туристы-водники, выходили из ситуации как могли, что‑то придумывали, перематывали верёвками.

Перед путешествием катамаран проверяли на прочность неласковым климатом Ладожского озера. Ноябрьская погода хорошо помогла, испытав катамаран балтийскими ветрами. А перед этим судно тестировали на нескольких пробных заплывах на Чёрном море в Геленджике.

Конструкция проектировалась с уклоном на особую прочность. Так, например, каждый надувной баллон был разделён на 4 отсека — на случай, если один будет прокушен акулой или получит иные повреждения. По признанию путешественника, боялись только одного — перевернуться. Катамараны не яхты, переворачиваются часто. Плавательное средство Александра Проваторова и Андрея Светашева весило всего 800 килограммов.

— Мы понимали, что можем перевернуться, и поэтому особенно тщательно следили за парусами, своевременно реагировали, — говорит Александр. — На случай непредвиденной ситуации зарегистрировались в международной системе службы спасения. Она работает довольно эффективно: если нажать кнопку SOS, ты передаёшь свои координаты проходящим мимо судам и береговой поддержке. Случись что‑то — они бы нас подобрали. Также нам вызвался помочь береговой штаб из Санкт-Петербурга. Ребята всегда на связи и в любое время суток готовы снять трубку. Если бы мы послали им сигнал бедствия, они бы отреагировали моментально.

А рыба-меч нарезает круги…

Во время экспедиции опытные путешественники не испытывали каких‑либо ограничений в еде. Ели то же, что и в повседневной жизни: жарили яичницу, картошку, варили супы, пили кофе. Питались дважды в день. Часто готовили летучую рыбу, запрыгивавшую в лодку. Даже распили две бутылки вина под морскую закуску, любуясь волшебными видами.

В открытом океане мореплаватели увидели множество поистине красивейших закатов и рассветов, когда вода сливается с небом и солнце выныривает из водной глади. А подводные обитатели, встречающиеся на пути, поразили путешественников прыжками и „кульбитами“.

— Дельфины сопровождали нас почти ежедневно, — вспоминает Александр. — Как‑то раз под катамаран нырнула большая черепаха. Мелкие касатки размером три-четыре метра часто подплывали и долго следили за нами. Они считаются самыми умными и интеллектуально развитыми из всего животного мира. А как‑то даже подплыла рыба-меч: огромная, метров шесть длиной. У нее только меч, который она держит над водой, — с метр. И она с легкостью могла бы разрезать нашу резиновую лодку, если бы вдруг проявила агрессию. Я как раз в это время находился в воде, так что после увиденного уже и мыслей не было нырять.

Волнам наперекор

Вот так барнаулец пересёк экватор на надувном катамаране. По признанию Александра, его любовь к океану — болезнь, которая никогда не излечится. А вот путешествие двух мореходов может даже войти в историю.

— Ребята, которые нас отслеживали по спутниковым навигаторам, были в шоке — как мы смогли так быстро и безаварийно пройти такой большой маршрут, — делится Александр. — Нам в лучшем случае давали 40 дней, а мы прошли за 23 с заходом на два дня в Кабо-Верде…

Что чувствует человек, находясь перед шестиметровыми волнами на маленьком катамаране, а вокруг бескрайний океан? На тысячи морских миль есть лишь ты и твой напарник. Ты ненадолго укладываешься в мокрый солёный спальник, потом идёшь готовить на походной плитке еду, а затем — четырёхчасовая вахта у штурвала, которая требует сосредоточенности гораздо большей, чем при вождении машины. Ты радуешься дождю, потому что он хоть немного смоет с тебя соль, и наслаждаешься редкими минутами штиля… Что же ты ощущаешь от такого путешествия?

— Что ощущаешь? — задумывается Александр. — Одним словом — кайф. Понимаешь, что если ты здесь выживаешь, находясь один на один с природой, сливаясь с ней, то можешь сделать всё! — отзывается путешественник. — Я влюблён в море.

Поделиться новостью