Культура
Каллиграфия — прививка красоты
Автор:

Каллиграфия — прививка красоты

О том, как простое увлечение может стать делом всей жизни и почему важно уметь красиво писать, рассказал наш собеседник — директор Бийской православной школы Николай Афонин

Первый за Уралом и второй в стране

Все началось с судьбоносной встречи. Несколько лет назад проездом в Бийске побывал руководитель и организатор Санкт-Петербургской школы каллиграфии Петр Петрович Чобитько. Гуляя по городу, он набрел на здание православной школы во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Познакомился с руководителем учебного заведения Николаем Афониным, так завязалась дружба. Благодаря ей в 2016 году в Бийске была проведена первая в Сибири выставка каллиграфии, тогда же пришла идея создать музей, единственный за Уралом.

— В 2017 году мы подали заявку на конкурс социально значимых проектов, — рассказывает директор Бийской православной школы Николай Афонин. -Благодаря выделенным средствам нам удалось приобрести оборудование для будущей галереи.

В экспозиции можно проследить историю развития письменности на Руси. Интересно узнать, как обучали письму в Древнем Новгороде в XII–XIII веках. Один из экспонатов — цера — деревянная книжечка, покрытая воском. С левой стороны учитель изображал буквы инструментом — писалом, а ученик пытался повторить их на правой части церы. С помощью лопаточки на обратной стороне писала можно было затирать ошибки. Увлеченно рассказывает Николай Иванович о реконструированных берестяных грамотах новгородского мальчика Онфима, жившего в XIII веке. В 6 лет он владел уставным письмом и сопровождал свои тексты интересными рисунками. Также на Руси в качестве инструмента для письма использовали бамбуковую палочку — потык. Этот и многие другие интересные экспонаты можно увидеть в музее.

— Мы показываем гостям несколько видов древнего письма. К примеру, в X–XI веках книги писали уставом. Он очень геометричен, им переписывали богослужебные книги, их изготавливали из тонкой кожи. На один том уходило до двух лет. Чтобы ускорить письмо, примерно в XIII веке появился наклон букв и было разрешено допускать небрежность. Тогда же изобрели древнерусскую скоропись. Ее изучали дети в первых школах на Руси при монастырях и храмах. Представьте, у одной буквы было около 50 вариантов написания.

Немногие знают, что название перочинного ножика пошло от словосочетания „чинить перо“. Перья птиц, обычно гусей, долгое время использовали в качестве инструмента для написания букв. Они очень мягкие, поэтому быстро затуплялись. Первые металлические перья появились в XV веке, а уж в XIX началось их массовое производство.

Собрание музея каллиграфии было бы неполным, без китайских и японских приспособлений для письма. Николай Иванович с гордостью демонстрирует кисти и перья, привезенные из этих стран. Искусство красивого письма очень распространено на Востоке.


Каждый может стать творцом

Сегодня, в век цифровых технологий, рукописный текст медленно уходит в историю. Мы разучились красиво выводить буквы. Такой предмет, как чистописание, помнят только рожденные в 90‑х. Однако в православной школе почерку уделяют особое внимание. Каллиграфия здесь — обязательный предмет для учащихся начальных классов.

Для остальных есть факультатив. Постичь искусство каллиграфии можно не только здешним ученикам, но и всем желающим. После экскурсии по музею — мастер-класс. За два года за этими партами побывали студенты, медработники, ученые, представители власти. По окончании полуторачасового занятия гости открывают в себе творцов — „неужели это сделал я?“. А еще можно записаться на двухмесячные курсы по каллиграфии. Конечно, за один урок в неделю мало что усвоится, поэтому преподаватели настраивают студентов на объемную домашнюю работу, с проверкой. В итоге за два месяца они обучаются трем видам письма. А ведь можно превратить это увлечение в дело всей жизни!

— Не могу не поделиться важным событием в небольшой истории нашего центра каллиграфии. Три ученицы православной школы приняли участие в международном конкурсе, посвященном теме героизма. Для картины они выбрали Дмитрия Донского. Каждая девочка писала свою часть триптиха. Уникальность работы в том, что все линии изображения выполнены из букв разного размера, с учетом канонов древнерусской вязи. Оргкомитет конкурса был в восторге. Наших девчат пригласили в Москву еще до вердикта жюри. В Бийске осталась репродукция картины, а подлинник хранится в столичном музее союза писателей России.


Красиво писать важно

В каллиграфии, как и в других видах искусства, очень много приемов и техник. Мы редко задумываемся над тем, как держим ручки, часто сидим неровно. А о том, что инструмент во время письма нужно подкручивать, вообще никто не знает.

— Большая проблема современной системы образования в том, что за 11 лет мы не можем научить детей красиво писать. Ее надо решать. Мы планируем организовать всероссийскую конференцию, пригласить ведущих методистов, ученых, педагогов и психологов. Необходимо проанализировать то, что было раньше, какие применяли принципы работы в советское время. Изменились условия жизни современных школьников. Старые методики сегодня использовать нельзя. Нужно вернуть чистописание в школы.

В одном из американских штатов провели исследование — школьникам предложили отказаться от письма. Вручили им ноутбуки и забрали ручки с карандашами. Через некоторое время ученые обнаружили, что у детей резко стал снижаться интеллект. Успеваемость снизилась в разы. Эксперимент сразу же завершили, и все встало на свои места. Или еще пример. В известных японских фирмах во время обеденного перерыва, после приема пищи, к сотрудникам приходит мастер по каллиграфии. 30 минут занятий в день обязательны. Руководство отметило, что благодаря таким паузам значительно увеличилась производительность труда.

— Благодаря каллиграфии можно взрастить красивое общество, наше мнение такое, — уверен Николай Афонин. — И если возродить в России каллиграфическое образование, то мы сможем получить очень много высоконравственных, творческих граждан нашей страны.

Поделиться новостью