Творческий вечер Елены Безруковой
В минувший четверг, 13 марта, культурная жизнь Бийска озарилась особенным событием — творческим вечером министра культуры Алтайского края Елены Безруковой.
Более двух часов в уютной атмосфере пространства рериховского общества „Беловодье“, расположенного на третьем этаже торгового комплекса „Модный“, царило особое творческое настроение. Елена Евгеньевна раскрыла гостям вечера свою многогранную натуру: делилась своими поэтическими произведениями и прозой, дарила слушателям музыкальные композиции любимых авторов, аккомпанируя себе на гитаре.
Встреча превратилась в искренний диалог, где каждый участник смог прикоснуться к миру искусства и обсудить темы, волнующие современное общество. Теплая, почти домашняя атмосфера объединила присутствующих, создав незабываемую творческую встречу.
Рыбка плавать не устает
— Предположим, что все мы уже закончили свои основные рабочие дела и вошли в какой‑то атмосферный контекст. Мне бы хотелось вот в этой атмосфере с вами вместе пососуществовать, — такими словами Елена Евгеньевна открыла свой творческий вечер. — Естественно, никакого труда не составит переключиться на серьезные вопросы. Но мы с вами перейдем на другой язык диалога. Если что‑то надо спросить, то это можем сделать и за рамками этой встречи, в любом формате. У меня в ВК открытая страничка, можете написать, я вам обязательно отвечу. А, может быть, поделиться какими‑то своими мыслями об этом вечере. Я буду вам за это очень благодарна, потому что одна из моих внутренних потребностей или задач — мне очень приятно почувствовать людей, вот их именно какую‑то человеческую составляющую. Я людей запоминаю по каким‑то эмоциональным отпечаткам, вижу их в определенной цветовой, звуковой гамме. И вот так они у меня откладываются. Представляете, такое многоголосие. Очень красочный большой рисунок от всякой аудитории, с которой мы общаемся и входим в диалог.
Елена Евгеньевна сравнила себя с рыбкой, которая неустанно плывет в своем водном мире. Рыбка не знает усталости, потому что находится там, где ей по‑настоящему комфортно. Так и человек, когда он искренне любит свое место, свою работу, становится подобен той самой рыбке — энергичным, целеустремленным и полным сил. В родной стихии человек, как и рыбка, находит гармонию и способен творить чудеса.
Культура и образование неразлучны
Конечно, на встрече не обошлось без серьезных разговоров об образовании. Гости вечера предложили министру внедрить в школы уроки истории и культуры родного края. Таким образом, дети будут узнавать много интересного о том месте, где живут, гордиться его талантливыми людьми. И, возможно, многие будут следовать принципу „где родился — там и пригодился“.
— Чтобы наша страна процветала и была заселена своими людьми, важно, чтобы каждый человек гордился местом, где он живет, — согласилась с предложением Елена Евгеньевна. — Для этого нужно, чтобы у людей было особое отношение к своей родине и понимание ее ценностей. Только тогда человек будет искренне любить свой край и не захочет его покидать. Это не произойдет само собой — нужна целая система ценностей и убеждений. В Царскосельском лицее применяли в свое время интересный опыт. Будущих государственных деятелей учили, помимо основных наук, стихосложению и рисунку. Полагали, что будущим государственным деятелям гуманитарные знания нужны.
Еще я относительно недавно прочитала, и эта новость меня прямо обескуражила, — продолжает разговор Елена Евгеньевна, — что до сих пор в Китае, перед допуском на государственную службу, сдают два смешных, с точки зрения современного человека, экзамена. Вот вы никогда не догадаетесь! Стихосложение и каллиграфия. Почему? Потому что каллиграфия учит терпению, уравновешенности, планированию, а стихосложение учит выражать мысли коротко, емко и гармонично. И предполагается, что чиновник должен обладать этим. Мы сейчас живем на этапе глубокой примеси искусственного интеллекта во взаимодействии с деятельностью. Надо понимать, что одна из самых главных проблем этой сферы — это этические вопросы. Программу пишет человек, и правила игры этому самому искусственному интеллекту задает человек. Мы понимаем, что технические вещи — это инструменты, а гуманитарные вещи — это существа. И для того, чтобы техническими инструментами пользоваться, он должен знать, ради чего и какое решение он должен применить. Кто этому научит? Блок гуманитарных знаний — философия, социология, психология…
Елена Евгеньевна обратила внимание присутствующих на уникальное культурное достояние региона — единственный в России Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Этот удивительный культурный центр представляет собой настоящую сокровищницу, где бережно хранится многовековая история региона. Весь этот срез цивилизации запечатлен культурой, музыкой, кино, литературой и так далее.
В завершение обсуждения этой темы министр выразила надежду, что раз в системе культуры все это есть, то, возможно, при правильном развитии и в образовании мы к этому когда‑нибудь придем.
Я не могу отвечать за все в стране
— Если же немножко еще говорить про работу, иногда люди адресуют запрос, который не имеет к тебе отношения, ты не можешь повлиять на эту проблему, выливают свой негатив. Ну, например, почему на нашем телевидении сплошной разврат? Я тоже хочу такой задать вопрос. Ответить я на него не могу, потому что я не имею отношения к телевидению. Но, тем не менее, люди тебя идентифицируют с какой‑то большой силой. И вот в этом качестве к тебе обращаются. Мне кажется, для людей, работающих в публичных сферах и на публичных должностях, это тоже постоянный поиск, постоянная задача и постоянная проблема. Как остаться собой и при этом адекватно максимально точно уметь представлять ту сферу, в которой работаешь.
Дорожные заметки
На вечере Елена Безрукова поделилась историей создания своей книги зарисовок. В недавнем прошлом один хороший знакомый предложил издать заметки, которые она публиковала в качестве постов в интернете. Он сказал, что, находясь в дороге, понял, что с удовольствием почитал бы что‑то такое короткое, как эти заметки.
— Все мои книги в основном поэтические, — рассказывает министр, — но, тем не менее, я поддалась на уговоры и издала их. Я долго думала, мне казалось, это не серьезно издавать такие вещи. Ну что‑то записал и все.
На одной из встреч недавно меня попросили, я прочитала и поняла, что это можно иногда и читать.
„Своя чужая жизнь“
— Этот отрывок я читала однажды на встрече со школьниками, и одна девочка мне сказала: „Теперь я понимаю, почему Вы хотели поступать на философский…“.
„Хожу по кухне в рубахе брата. Фланелевая, голубая, с розовой клеточкой. Брат уехал, вещи раздал, вот эта рубашка досталась мне. Большевата, конечно, но, подвернув рукава, дома самая‑то — уютная, мягкая. Стою, задумавшись, у плиты, и вдруг ловлю себя на мысли, что почему‑то я думаю о брате вот в этой самой рубашке. Куда он ее носил? Дома, в гости? А ходил ли он куда‑то в гости вообще?
Тогда, когда он носил ее, в тот период его жизни, интересно, кто‑то любил его? Могло ли быть так, что он вот так же, как я сейчас, задумчиво стоял у плиты, а кто‑то подошел и обнял его? Был ли он счастливым в то время? От рубашки веяло счастьем. Почему вдруг сейчас в его вещи я словно начинаю жить свою его жизнь? Придуманную мною одну минуту его жизни, но, все‑таки, какое интересное преображение происходит с нами в чужих вещах. Девчонки, обменивающиеся вещами друг друга, чтобы поносить, словно тайный пакт о дружбе. Девушка, которой мама уже отдает свои вещи, особенно обожает туфли на каблуках, как какую‑то особую инициацию. Женщина, надевающая футболку или рубашку своего мужчины. И в этом есть что‑то молчаливо-сакральное. Женщина, которой сын отдает свою футболку, потому что ему мала. „Мам, тебе надо? Мне уже маленькая“. И ты понимаешь, что сын уже вырос. Это все неуловимое, странное, этакое маленькое, своя чужая жизнь.
Самая маленькая капелька от желания, чтобы по мановению волшебной палочки тебе дали возможность на минуту, на час, на день переместиться в другого человека и почувствовать жизнь так, как чувствует ее он“.
Просто за то, что вы министр, вас никто уважать не будет
На встрече поднялся вопрос и о том, каким же должен быть руководитель. Ведь существует множество тренингов и советов, каким он должен быть — добрым или строгим, действующим кнутом или пряником.
— Я отношусь к этому достаточно осознанно, — делится своими мыслями Елена Евгеньевна. — Хотя понятно, что наш стиль руководства и общения вытекает отчасти из нашего характера, а не наоборот. Но дополнительно ты подключаешь какое‑то сознательное управление, как бы ты хотел. Я всегда ставлю себя на место другого человека. На меня, например, не работает повышенный голос, командный тон, какие‑то угрозы. То есть я из тех людей, которые предельно хорошо понимают и результативны, когда со мной, что называется, по‑человечески. То есть я так быстрее подключусь, чем, когда меня начинают „дисциплинировать“. И в нашем ближайшем кругу те, с кем я чаще общаюсь, эти правила негласно сформировали и все примерно такого стиля придерживаются.
И когда люди впервые приходят на работу, я им все время объясняю, что вот приходит человек из министерства образования, приезжает он в школу, допустим, ведущий специалист. Я никого в пример конкретно не привожу, люди разные. То он заходит, как хозяин этого мира, и все при нем построились. Это неправильно. Я говорю, поймите, что только оттого, что вы имеете должность, пусть даже министра, вас уважать не будут.
Удивлены и очень рады
По окончании встречи, которая длилась более двух часов, мы пообщались с участниками мероприятия.
— О творческом вечере Елены Безруковой я узнал случайно, — рассказывает Роман Корольков. — Заехал в Центр народной культуры, и там мне сказали. С удовольствием сегодня слушал нашего министра культуры. Интересно встретиться с таким человеком. Открыл для себя ее творчество. Теперь буду искать, где можно купить книги Елены Евгеньевны.
— Сегодняшний вечер стал особенным. Елена Евгеньевна предстала перед нами как удивительно душевный и многогранный человек, — делится своими впечатлениями преподаватель музыкальной школы № 1 Ольга Солодовникова. — Ее выступление на фоне картин Рериха, скульптур и книг выглядело невероятно органично. Особенно запомнились новые для меня понятия: „прощеная вода“ и образ Иисуса, словно подорожник к ране. Литературные произведения, музыка наполнили воздух особой атмосферой, сделав встречу по‑настоящему незабываемой.
Также своими впечатлениями поделилась и Елена Безрукова.
— Я делала творческие вечера в Бийске, в библиотеке, — рассказывает Елена Евгеньевна. — А здесь просто импульс возник, и я предложила Ирине Моисеевой провести такой вечер, она сразу согласилась. И я сказала ей, что если найдется несколько людей, которым это интересно, то я все равно, находясь здесь, с удовольствием пообщаюсь с ними. Бывая в той или иной точке Алтайского края, если у меня есть время, я стараюсь его заполнить общением, знакомством с людьми. И, ну, поконтактировать на каком‑то другом уровне, чем когда ты приезжаешь как официальное лицо. И мне кажется, это не полный контакт, а мы можем даже для работы дать друг другу гораздо больше. Чтобы почувствовать человека, нужна совершенно другая основа и уровень взаимопонимания. Меня иногда спрашивают, не боитесь ли вы, будучи человеком должности, быть какой‑то откровенной, читать стихи. Мне кажется, это достаточно естественно, для меня ничего в этом нет зазорного.
Я с чувством глубокой благодарности людям, которые делились какими‑то своими мыслями, задавали вопросы, слушали очень внимательно. Такая звенящая тишина была в некоторые минуты. Поэтому мне кажется, что я все равно сегодня не то чтобы приобрела друзей, но с кем‑то познакомилась впервые, и эти люди для меня уже что‑то значат.