Если этого человека встретить на улице, вы не обратите на него внимания.
Но когда он появляется на сцене, зал оживляется. Чаще всего Олегу Клячеву достаются роли комичные, а потому и ждет зритель непременно смешного развития событий и нелепых поступков.
В послужном списке актера роли самые разноплановые. А в памяти зрителей остаются, как правило, только те, над которыми можно улыбнуться. Как точно подметил поэт: „Чашу радости нести трудней, чем чашу горя“. Актер смирился с подобным амплуа. Важна не роль большая или маленькая, главное — итог спектакля, его послевкусие…
Учитель с большой буквы
О своем детстве Олег рассказывает, словно проматывает запись в ускоренном режиме. Хотя были и очень яркие эпизоды, окружали в основном хорошие люди, некоторые затем стали друзьями. Жил в детском доме № 2, которым руководила Герой социалистического труда Екатерина Андреевна Клименко, а учился в обычной общеобразовательной школе № 9.
Был в ту пору здесь замечательный учитель пения, который сыграл в жизни молодого человека важнейшую роль, — Герман Макарович Мутли. Настоящий фанат музыки создал в школе два хора и три оркестра: народных инструментов, духовой и эстрадный. И во всех коллективах Олег был непременным участником, освоил несколько музыкальных инструментов.
Герман Макарович обучил юных музыкантов нотной грамоте, у каждого исполнителя была своя партитура, которую руководитель написал тушью! Педагог проводил в школе 24 часа в сутки. Музыка без слов ответила Олегу на многие вопросы, что волновали с детства.
Потом любимого учителя переманил к себе какой‑то колхоз-миллионер. Прощаясь с детьми, учитель попросил у них прощения за то, что заразил музыкой. „Вы теперь будете такими полуобразованными людьми в области музыки, но главное — вы всегда будете чувствовать фальшь, всякие диссонансы. Порой это будет мешать, но у вас появится какой‑то камертон в жизни“, — сказал он на прощание. Музыка сопровождает Олега Клячева до сих пор.
После окончания школы пожил у отца в Норильске, где окончил ПТУ и получил специальность электрика. Потом была армия. Как и положено, отслужил два года — на Дальнем Востоке строил Байкало-Амурскую магистраль. Войска были железнодорожные, служить довелось в хозвзводе, а работал поваром.
Первый заход в театр
После армии вернулся в Бийск. Город пришелся ему по душе, но родни здесь не было, поэтому жил у товарища Олега Костицына. Как‑то, проходя по Советской, увидел объявление, что Бийскому драмтеатру требуется на работу электрик-осветитель. Зашел. Встретил его директор Александр Николаевич Елизаров. Так Олег впервые попал в то замечательное здание. Он приходил сюда и уходил, а театр стал неотъемлемой частью его жизни.
О сцене в ту пору парень не задумывался, хотя писал песни, сочинял стихи и остро чувствовал всякую фальшь в искусстве, как и предупреждал его любимый учитель. Театр познакомил молодого талантливого парня с многими интересными людьми, но ближе всех сошелся с Игорем Летяевым, как сейчас модно говорить, „свободным художником“.
На правах друга Игорь посоветовал идти учиться в Барнаульский институт культуры. И в 1985 году Олег поступил, а затем и успешно окончил вуз, получив специальность руководителя самодеятельного театрального коллектива. Пока учился, продолжал работать в техническом составе театра. На сцену особенно не тянуло, была интересна в первую очередь режиссура.
Время надежд и разочарований
И тут грянула перестройка. Появились невиданные раньше возможности, которыми очень хотелось воспользоваться. Вместе с Летяевым занялись всевозможными театральными постановками. Работа была прямо по профессии. Люди приходили на спектакли, общались, делились своими мыслями, дискутировали. Общество кипело, и было интересно жить.
Но времена меняются. Пришла пора, когда стало очень трудно жить в материальном плане. Безработица, невыплата зарплат. А дома ждут жена Надежда Калинина и маленькая дочь. Пришлось потрудиться на самых разных работах. Был даже журналистом на первой телестудии „ТВ-АЛБИ“ на кабельном телевидении.
Удачно устроился в котельную. Благодарен Олег до сих пор жене Геннадия Григорьевича Карпушкина. Мастер, глядя на патлатого парня с серьгой в ухе, отказал, а Тамара Степановна, которая в ту пору ведала кадрами, изменила решение мастера, немного поговорив с соискателем. Так три года и проработал Олег в кочегарке. Это спасло семью: зарплата была в восемь раз больше, чем у жены в театре.
Бабушка Олега всю жизнь прожила в Северной столице. Так случилось, что за ней некому стало ухаживать и вся семья переехала в город Пушкин. Там оставались три года, получили в наследство квартиру, но крупный город пришелся не по вкусу семье, и единодушно приняли решение возвращаться в Бийск.
Надежду сразу приняли в театр, а Олег вновь пошел на разные работы. После службы охранником (выбора не было) театральные друзья пригласили вернуться в творческий коллектив, которым руководил Сергей Александрович Бобровский. Три года активно работал на сцене, а затем Игорь Летяев переманил в кукольный театр „У Лукоморья“.
На новом месте все было отлично, но случилась эпидемия коронавируса, и маленький театр остался без зрителей, а артисты без зарплаты. Михаил Вороновский вновь позвал в театр, где всегда не хватает актеров-мужчин. Это был уже второй заход в наш театр, но теперь в качестве актера. А первая роль была в блестящей постановке „Ханума“. Не было возрастных актеров, да еще и петь надо было…
В работе актера Клячева смущает необходимость подчинения воле режиссера (сам учился этой профессии). У постановщика свои задумки, которые, прежде чем выйдешь на сцену, необходимо понять и принять. Лишь в этом случае возможен успех. Видимо, это актеру удается, ведь занят он в большинстве спектаклей, а „Время ток“ вообще невозможно представить без Олега Клячева.
А ведь было время, когда артист исполнял должность главного режиссера театра. Просто не было ни главного, ни текущего в штате. Терзался Клячев: бывший электрик вдруг начнет командовать… Хорошо, что рядом был друг. Игорь Летяев пришел с Олегом главным художником. Коллектив воспринял этот приход нормально. Удалось поставить неплохие спектакли „Срок проживания окончен“, „Потасовка“, а для детей сказку „Шишок“. Когда на главного пришел Вячеслав Пинчук, Олег с чувством выполненного долга передал ему эстафету.
Со временем восстановился и кукольный театр, хоть и не в таких объемах. С тех пор Олег Клячев работает на два коллектива. Правда, успевает и самостоятельно ставить спектакли на других сценических площадках.
Встречи по жизни
Немало прекрасных людей встретилось на жизненном пути Олега Клячева, и каждый внес какую‑то лепту в становление актера и человека. С большой теплотой вспоминает Олег Эвира Ивановича Муравьева, актера из 70‑х годов. Образованнейший человек много дал растущей творческой личности.
С годами чаще возникает в памяти образ Владимира Львовича Сосновского, объединившего вокруг себя жертв сталинских репрессий. Одно время Сосновский работал в театре, где и подружились две незаурядные личности. Владимир Львович прошел все ужасы ГУЛАГа, но сохранил удивительную жажду жизни. В преклонные годы он написал восемь строк, которые часто вспоминает Олег Клячев:
Не надо копить обиды,
Проценты на них наращивая,
Обиды, как неликвиды,
А память у них навязчива.
Коль возраст твой подходящий,
Порви свой список обид.
Скоро сыграешь в ящик
И будешь со всеми квит.
Олегу Клячеву за шестьдесят. Самый подходящий возраст, чтобы оглянуться назад. Он считает, что останавливаться на достигнутом и подводить итоги пока рановато. Еще много что хочется попробовать…
P.S.
Каждый год Алтайское отделение Союза театральных деятелей России подводит итоги театрального сезона и отмечает лучших. В этом году престижную региональную премию получит Олег Клячев („Отель двух миров“, „Ужин дураков“ и др.).
Премия имени Дементия Паротикова была учреждена в Алтайском крае по просьбам театральной общественности, она вручается ежегодно лучшим актерам или деятелям культуры.