Культура
Ура! Ура! Я в цирк иду
Автор:

Ура! Ура! Я в цирк иду

„С утра я рад, чего‑то жду. Ура! Ура! Я в цирк иду“, — пел народный артист и клоун Юрий Никулин.

Он, ветеран-фронтовик, понимал, что артист на арене всегда сдает экзамен, всегда должен чем‑то удивить, восхитить, запомниться. Цирковое искусство исторически прошло непростой путь к зрителю. Особенно сложно стало всем во время пандемии коронавируса.


Цирки большие и малые

А знаете ли вы, что еще 25 мая 1932 года в Бийске на сессии горсовета обсуждались планы строительства цирка? Периодически эта тема обговаривалась с руководством города, но… здание цирка у нас так и не появилось. Хотя бийчане часто могли посещать цирковые представления гастролирующих трупп. Шатры шапито за последние два столетия появлялись периодически на тогдашних городских пустырях — в районах старого центра или вокзала. Об этом свидетельствуют рекламные объявления в местных газетах разных лет. С 60‑х годов прошлого века небольшие цирковые представления давали гастролирующие артисты на сцене городского Дворца культуры.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — старейший в Европе и первый стационарный каменный в стране (1877 год). Здесь ставятся пантомимы, тематические представления и спектакли для детей. Иркутский цирк — первый из камня на территории Дальнего Востока и Сибири (1964 год). А Новокузнецкий появился через десять лет — в 1974‑м. Для города-немилионника это редкость (есть еще два таких здания в России: Магнитогорский и Нижнетагильский). Новосибирский цирк построен в 1927 году, зрительный зал рассчитан на 2200 посетителей. Многие известные цирковые артисты работали здесь. Омский госцирк известен своим красивым зданием (хотя и строился по типовому проекту) и фонтаном с 1973 года. На сибирских аренах выступали акробаты и гимнасты, эквилибристы и жонглеры, клоуны и дрессированные животные. Барнаулец Леонид Хомутов вспоминал: „В 1965 году в наш город приехал цирк-шапито и по Ленинскому проспекту на радость местной ребятне провели огромного слона. Выступления цирка проходили на площади Советов“.

А вот мартовские события 2021 года. В цирке Казани слоны подрались во время представления. Отмечается, что никто не пострадал. На ролике из социальных сетей видно, что один слон напал на другого. Он повалил его на бортик манежа. Зрители успели покинуть свои места. Бывает и такое…

Слон и цирк-шапито в Барнауле


Бийский цирковой борец-великан

В годы расцвета борьбы на стыке XIX и XX веков боролись везде: в цирках, театрах, даже в синематографе перед сеансами. Русские борцы занимали почетные места среди мировых атлетов из других стран. Вне чемпионатов большинство из них между собой поддерживали дружеские отношения — часто вместе проводили свободное время, посещали театры, ходили друг к другу в гости. Некоторые брали жен и детей на гастроли. В течение каждого чемпионата борец проводил 20–30 схваток, т.е. по 2–3 каждый день.

Популярна была в Сибири поясная борьба, а любимым зрелищем стала борьба цирковая — французская. Бывало, цирк заключал договоры с несколькими борцами, которые и устраивали между собой состязание, причем это повторялось каждый раз, когда были гастроли в другом городе. Во время состязаний в цирке заключались пари между зрителями, а букмекерами часто выступали директора цирков. Ни о какой спортивной состязательности не могло быть и речи. Борцы-артисты тоже зарабатывали во время гастролей солидные деньги, а некоторые содержали массажиста, тренера, повара, приезжая со своей обслугой в любой город Европы.

Известные народные забавы силового характера перекочевали в разъезжающие по стране цирки-шапито. На арену выходили атлеты, поражавшие людей своей необыкновенной силой. В программу их выступлений входило жонглирование гирями и ядрами. Нередко проводились турниры по борьбе с участием „загадочных“ чемпионов. Шапито сыграл большую роль в популяризации многих силовых упражнений. В ежегодном „всемирном чемпионате“ по французской борьбе с призовым фондом в 10 тысяч рублей золотом принимали участие „французские салонные атлеты, силачи-борцы“, с которыми могли достойно померить силы и зрители. Одним из победителей „всемирного чемпионата“ начала XX века стал барнаульский силач Яков Агеев.

Известно, что борец Федор Колосов из Бийска отличался могучей фигурой, мощной мускулатурой, громадной природной силой. На профессиональной арене появился с 1935 года, сразу же проявил себя. Был чрезвычайно смел и активен, но избыток темперамента даже мешал ему (190 см, 107 кг — и впрямь великан).

Мальчик, выступавший с цирковыми номерами в Бийске приблизительно в 1917–1918 гг. 


Первый на Алтае деревянный цирк

Известный краевед Анатолий Муравлев сообщает, что до появления в Барнауле в 1898 году стационарного цирка на Алтае гастролировали разные передвижные. Программа развлечений, например, включала в себя гастроли цирка Перешивкина и выступление канатоходца Блондана. Как свидетельствуют хроники Барнаула, „28 апреля 1892 года в народном цирке г-жи Павловой прошло представление-бенефис 17‑летнего геркулеса Иванова — цирковая комическая пантомима „Веселый барнаульский бондарь“. Стационарный цирк был сооружен в Барнауле на рубеже XIX–XX веков пермским антрепренером Александром Коромысловым. Здание в виде деревянного шатра располагалось на пустыре, который в народе называли Цирковой площадью. В барнаульской газете „Ежедневные телеграммы“ говорилось, что здесь 15 марта 1898 года состоялось первое представление цирка „Александр“, несколько позднее — „Курляндского цирка под руководством Н. К. Боровского“.

Интересен был аттракцион трио братьев Грен, которые держали на себе „живую карусель“ весом 70 пудов. Вот что вспоминал алтайский просветитель Адриан Топоров: „Недалеко от нынешнего дома редакции „Алтайской правды“, возле болотистого пустыря, в Барнауле работал постоянный цирк. Кроме борцов публику забавляли дрессировщики собак, кошек, свиней да игра музыкальных эксцентриков на бутылках, смычками на поперечной пиле или на палке с одной струной, а еще наездницы с прыжками на спинах лошадей и клоуны …“ Вскоре после революции цирк Александра Коромыслова в Барнауле закрыли. Также опубликован документ о сносе в Славгороде в марте 1920 года „досчатого недостроенного цирка“. О довоенных гастролях на Алтае клоунов, акробатов и борцов имеются лишь отрывочные сведения. В начале 1930‑х годов в теперешний Мамонтовский район приезжала бродячая цирковая труппа. Событие особенно запомнилось жителям села Островное, где выступал афроамериканец с белым медведем.


Несколько проектов барнаульского цирка

Годы Великой Отечественной войны. Эвакуация. В Барнауле оказалась труппа Киевского государственного цирка. Его артисты, возможно, стали основой нового коллектива. Он разместился… в помещении бывшей Димитриевской церкви, закрытой властями еще в июле 1920 года. А 30 января 1943 года „Алтайская правда“ сообщила: „Сегодня открывается Барнаульский госцирк. Создана арена, оборудованы постоянный амфитеатр для зрителей, все необходимые служебные и подсобные помещения. Выступят: жонглер Мальцев, юмористы-сатирики Ад и Мар, акробатическая группа Аристовых, буффонадные клоуны Виталий и Алекс, группа эквилибристов Доленко с переходной лестницей и рейнским колесом, велофигурист Варданио и канатоходец Тарасов. Причем на каждую программу будет приезжать новая цирковая группа по всесоюзному цирковому конвейеру“. За годы войны краевой зритель познакомился с выступлениями известных в стране артистов: экстрасенса Вольфа Мессинга и дрессировщика Владимира Дурова, канатоходцев Хибиных и силового жонглера Валентина Вангара, велофигуристов Вартановых… В Барнаульском цирке работал в 1943 году будущий народный артист РСФСР, актер Алтайского драмтеатра Дементий Паротиков. В своей книге „Рубцы на сердце“ он вспоминал, что пришел в коллектив по объявлению о наборе мальчиков для подготовки циркового номера „Воздушный полет“ и около года выступал в нем. Молодой артист частенько падал, ходил весь в ушибах и синяках. Это нередко случалось и с его коллегами. Возможно, потому что арена цирка располагалась в церковном алтаре…

 

Девушка с обручами. Цирк-шапито „Звездный“ тоже гастролировал в Бийске


Осенью 1930‑го автор газеты „Красный Алтай“ Н. Миронов предлагал обсудить проект строительства в Барнауле здания „циркового типа“ на 2500 зрителей с театральной сценой и киноэкраном. Тема возведения стационарного циркового здания вновь возникла в 1961, а в 1980 году намеревались строить большой современный цирк на 1700 мест в краевой столице, перед зданием хотели разбить парк с подсветкой и декоративными бассейнами.

Потом в январе 1988 года главный инженер проекта московского института „Гипротеатр“ Агафонов снова представлял макет барнаульского цирка. Последнее упоминание о планах строительства цирка прозвучало в 2002 году от главы Барнаульской администрации Владимира Баварина. Старожилы помнят также, что в целинные годы в сельских клубах и городских ДК выступали артисты „Союзгосцирка“. А с открытием в краевом центре в 1966 году Дворца спорта там бывал с гастролями Московский цирк на льду.


Мотоциклы под куполом и сельские циркачи

В 1970‑е годы особенно популярными были мотоциклетные „Вертикали“. Зрителей шапито у Старого базара Барнаула удивляло, что мощные машины мгновенно оказывались на большой высоте. И хотя ревущие мотоциклы, мчащиеся по дощатой стене, обдавали посетителей шапито выхлопными газами, билетов было не купить. Гастроли „Вертикали“ охватывали также Бийск, Рубцовск и другие города и веси Алтая. На рубеже XX–XXI веков на елках в Барнаульском Дворце спорта и зрелищ работали лучшие цирковые труппы страны. Постоянных цирковых коллективов в нашем крае немного — это, например, студии „Звездопад чудес“ в Барнауле (набор детей здесь ведется с пяти лет) и „Серпантин“ в селе Барановка Змеиногорского района. Цирк этот появился в 1974 году, когда в село из Новосибирска приехали профессиональные артисты. „Серпантин“ получил звание народного цирка, стал заслуженным коллективом Алтая, лауреатом и дипломантом фестивалей и конкурсов циркового мастерства в Барнауле, Новосибирске, Красноярске и Анапе.

Цирковой коллектив „Серпантин“ из села Барановка Змеиногорского района


За все время творческой деятельности студия выпустила более четырехсот воспитанников. Так, сестры-эквилибристки Татьяна и Валентина Жабины работают в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре. А Ирина Чернозипунникова преподает в барнаульской цирковой студии „Юность“. Ее Выпускница Мария Шульгина в Московском цирке на воде вместе с Евгением Писаревым исполняет оригинальный номер. В райцентре Троицкое Даниил Ардубанов вместе с сыновьями Владиславом и Никитой жонглировал на лестнице. Его семейный коллектив иногда выступает в селах района, есть еще несколько циркачей в крае, которые бывают на корпоративных вечеринках в ресторанах с жонглированием бутылками, нехитрыми фокусами и клоунским конферансом. В филармонии Барнаула цирковой ансамбль „Озорной балаганчик“ ежегодно дает сотни представлений в населенных пунктах Алтайского края и других регионов Сибири.

Известно, что будущий губернатор края Михаил Евдокимов в 1979 году поступал, но не поступил в эстрадно-цирковое училище. А актер Александр Панкратов-Черный неоднократно признавался в интервью, что в юности мечтал стать клоуном в цирке.


Гастроли — пять лет перед пандемией

В Бийске с 2015 года активно гастролировали самые разные цирковые артисты. Большой Московский государственный цирк-шапито „Арена-Ягуар“ представлял спецпроект, покоривший сердца миллионов. Так гласили афиши. Организовали конкурс цирковых историй с выигрышем билетов. Было радостно, что мой рассказ со стихами про знакомство с уникальным дрессировщиком клоуном Шмяком и бобренком Семой из Магнитогорска получил приз и внуки с родителями сходили на представление.

В 2016 году бийчане могли увидеть полсотни животных из разных уголков планеты: обезьян, лам, верблюдов и даже зебр на представлении „Арена Макао“. Также в этот год в город с гастролями приехал цирк-шапито из Ростова „Глобус“. В программе: воздушные гимнасты, эквилибристы, жонглеры, клоуны, канатоходцы. И гость программы — обладатель золотого приза в Монте-Карло „Человек-титан“! А еще персидские леопарды, пони, еноты- носухи, австралийские страусы и кенгуру, говорящие попугаи, африканские шимпанзе!

В 2017 году ГДК встречал цирк „Колизей“. Розыгрыш билетов проводили через репост в соцсетях. У ТЦ „Лента“ Большой московский цирк порадовал жителей Бийска замечательной программой. Еще был в тот год цирк-шапито на льду. Это уникальный проект, сочетающий в себе грацию фигурного катания и мастерство профессионального цирка. Прежде в Бийске такого никогда не было. И в 2018 году купол цирка-шапито появлялся в Бийске на парковке торгового центра „Ривьера“. Труппу объединило загадочное название „Королевство 13“. Но больше всего в 2019 году горожан поразило выступление новосибирского цирка „Золотой дракон“. В программе были шоу персидских леопардов и пантер, шотландские пони, собаки-великаны, бенгальские кошки, ламы, обезьяны. А еще — акробаты на мачтах, канатоходцы на проволоке, воздушные гимнасты, Колесо смелости и многое другое… Продолжительность программы — 2 часа 40 минут. Использовалось 16 вагонов техники, более 20 артистов разных жанров, 20 человек технический персонал и более 50 умных животных! Зрители, участвуя в викторине, могли получить специальный приз.

Воздушный гимнаст. Цирк „Золотой Дракон“


Цирки без зрителей

С марта 2020 года в России приостановили все массовые мероприятия. За это время более 70 пострадавших в условиях пандемии цирков, зоопарков и океанариумов получили помощь от государства. Не остались в стороне центры реабилитации животных, благотворители. Сотрудники цирков и их подопечные работали, но без зрителей. „Это в целом уникальный случай для всего человечества. Пандемию мы переносили сплоченно и дружно“, — рассказали в администрации Большого Санкт-Петербургского госцирка. На протяжении всего периода в Интернете они делали наиболее зрелищные записи цирковых мероприятий.

Такая ситуация происходила по всей стране. Многие гастролирующие труппы остались на несколько месяцев в тех городах, в которых их застала пандемия. Так, Московский цирк приехал с гастролями в Ангарск и задержался там на год. Труппа распалась, артисты разъехались, остались с животными одни дрессировщики. Зверям пришлось зимовать в обогреваемом трейлере. Собралась новая команда артистов. Прокормить животных помогали и неравнодушные ангарчане.

В период пандемии в России начали массово закрываться цирки, а зоопарки принимали животных на передержку. Барнаульский, например, приютил у себя двух полосатых тигров из казанского цирка. Белую тигрицу Фифу оставят для пары с белым тигром Маяком. А вот второму гостю — тигру Мартину найдут новый дом. Циркам весной 2021 года разрешили открыться. Но с соблюдением определенных антиковидных требований. „Держитесь! Цирковые не сдаются“! — желают артистам зрители.

Иллюстрация Криса Данна с сайта www.livemaster.ru, фото из открытых источников, из фондов Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки, altlib.ru

Поделиться новостью