Культура
Впечатления от нового спектакля Бийского драматического театра «Банкрот»
Автор:

Впечатления от нового спектакля Бийского драматического театра «Банкрот»

Первое публичное чтение пьесы Александра Островского „Свои люди — сочтемся“ состоялось 3 декабря 1849 года.

Среди присутствовавших был Николай Гоголь. Напечатанная в журнале „Москвитянин“, она была очень популярна у читателей. Постановку запретили по указанию Николая I со словами „… напрасно печатано, играть же запретить…“. За автором установили полицейский надзор, снятый только в 1855 году. Пьесу официально разрешили к постановке в сокращённом виде только в декабре 1860 года. „Банкрот“ бесспорно является одним из самых популярных спектаклей в российских театрах.

Классический репертуар тем и хорош, что всегда актуален. Вот и блестящая пьеса Александра Островского „Банкрот, или Свои люди — сочтемся“ вновь, спустя тридцать лет, на сцене Бийского драматического. Более того, в ней занята актриса Людмила Семенкина, игравшая одну из главных героинь Липочку — Олимпиаду Самсоновну. Возрастные зрители помнят прежний спектакль и могут сравнить первое и второе прочтение произведения.


Порадовало до второго действия, что приглашенный режиссер-постановщик не модернизировал произведение, которое до сих пор изучается в общеобразовательной школе. Классика есть классика, но все же молодому поколению труднее понимать некоторые детали образа жизни купечества девятнадцатого века. А потому минимум декораций, все внимание должно быть сосредоточено на диалогах и игре актеров, которая, надо признаться, выше всяких похвал.

В успехе поставки большая часть принадлежит режиссеру Сергею Бобровскому, некогда главному режиссеру нашего театра, ныне работающему в Липецке. Это уже третья его работа с нашими актерами. И все его постановки с бийчанами получили блестящие отзывы зрителей и критиков. Вот и при сдаче спектакля больше говорили о нравственных аспектах произведения Островского, чем о игре актеров или находках режиссера, которых было немало.

Пожалуй, все сюжетные линии классических произведений можно изложить на одном небольшом листе бумаги. Чувствуется параллель с шекспировским „Королем Лиром“, который, раздав имущество и разделив королевство, оказался ненужным своим дочерям. У Островского кроме русского колорита добавлено немало сюжетных линий, понятных нынешнему зрителю.

Порой хочется пожалеть бедную Липочку, пытающуюся вырваться из дома отца-тирана. Единственный выход — замужество. Конечно, девице хочется жениха благородного, интересного, а замуж ее отец отдает за своего приказчика. Знакомая ситуация — любила одного, замуж пошла за другого. И как быстро трансформируется девичий характер. Правду говорят, с кем поведешься… Потрясает, что, уже готовясь стать матерью, она безжалостно относится к своим родителям.


Липочка — дебют молодой актрисы Анастасии Щепиной на бийской сцене. И очень удачный. Не будем рассуждать, что в образе пришло от режиссера-постановщика, а что из собственного опыта привнесла молодая актриса, но роль удалась на бис. Веришь ее трансформациям в каждой сцене. На глазах романтическая девица превращается к безжалостную околосветскую даму, круг интересов которой ограничен. Невольно начинаешь задумываться: что за дети будут у этой пары…

Всегда интересно видеть игру Михаила Вороновского. Главный режиссер не часто сам выходит на сцену, но само его присутствие как бы мобилизует артистов. Купец Большов — главный персонаж всего первого действия. И как же непросто видеть падение этого гиганта купеческого бизнеса. Куда делась его гордыня, когда у собственного зятя, бывшего своего приказчика, приходится просить деньги.

Деньги были и остались ныне предметом раздумий и движителем многих недостойных поступков. Из-за них унижается стряпчий Рисположенский. Это одна из лучших актерских работ Олега Клячева. Деньги толкают на подлость будущего зятя Большова, с яростью пытается вырвать обещанное сваха Устинья Наумовна. После спектакля можно поразмышлять о том, что же деньги значат в нашей жизни и можно ли их „делать“ любыми способами.

На неделе спектакль увидит бийский зритель. В „Банкроте“ будут места, где можно от души посмеяться, но классика тем и хороша, что оставляет послевкусие. Она о многом заставляет подумать.

Фото Владимира Бедарева

Поделиться новостью