Культура
Вся жизнь — театр
Автор:

Вся жизнь — театр

Чуткая, но требовательная, интеллигентная, но современная — такой запомнили Киру Князеву выпускники созданного ею народного театра „Ровесник“.

В этом году заслуженному работнику культуры РСФСР и почетному гражданину Бийска исполнилось бы сто лет. О тихом подвиге учителя, педагогическом призвании и неоценимом вкладе в становление молодого поколения читайте в материале по мотивам записей из личных дневников Киры Пантелеймоновны и рассказов ее учеников.


Мечта детства

„Очень хорошо Гоголь сказал, что театр — это такая кафедра, с которой много можно сказать добра людям. И для меня театр всегда был этой кафедрой, с которой я старалась нести добро. Я очень люблю театр, он всегда живет во мне“, — так писала о главном увлечении своей жизни Кира Пантелеймоновна Князева. Она родилась в 1920 году в Горьковской области, ныне Нижегородской, под Арзамасом. Росла девочка в дружной многодетной семье. Кира рано начала сочинять сказки и стихи, а потом устраивала настоящие представления для соседей во дворе. Уже с малых лет она видела себя на театральных подмостках.

Много трудностей пришлось пережить семье маленькой Киры. Раскулачивание — одна из таких трагических страниц. Тогда им пришлось бежать от репрессий в Ленинградскую область. Там же пережили блокаду. В то время Кира Пантелеймоновна работала учителем в школе. Днем вместе со своими учениками валила лес, вечером вела драмкружок.

„Я очень люблю Ленинград, — говорила педагог. — В моих воспоминаниях этот город очень надежный. Было холодно, голодно, страшно, но в театр люди ходили всегда. А сейчас мне очень хорошо с ребятами здесь, в Бийске. Я тут организовала свой театр, пустила здесь корни“.

В провинциальный Бийск Кира Князева приехала вместе с мужем в конце 50‑х годов по комсомольской путевке строить химический комбинат. Ее муж Анатолий Мавруничев был столяром и бетонщиком. Когда получил высшее образование — устроился на ФНПЦ „Алтай“. Молодому педагогу места в школе не нашлось, и Кира Пантелеймоновна пошла работать в библиотеку. Заочно окончила высшие режиссерские курсы при МХАТе и создала юношеский театр „Ровесник“.

— Все развивалось очень стремительно, — рассказывает дочь Киры Князевой Ольга Мавруничева. — Сначала репетиции шли в клубе, а когда в 1963 году построили дворец Химиков, „Ровесник“ переехал туда. Спустя два года он уже получил звание народного театра. А всего через 10 лет стал лауреатом премии Ленинского комсомола Алтая.


Ростки „Ровесника“

„Прочитала ответы ребят на вопросы анкеты: они все хотят связать свою жизнь с театром. Так же, как я. Это значит, что они впитывали все, что видели, слышали. Они безоговорочно поверили мне, что театр — прекрасно и нужно людям, а у тех, кто связал с ним свою жизнь, — труднейшая, но завидная судьба“.

Попасть в „Ровесник“ было непросто. Педагог старалась брать только старшеклассников. „Вот как научитесь быстро-быстро выговаривать „Кира Пантелеймоновна“ — приходите“, — шутила она.

25‑й кабинет, стены которого оклеены афишами, до сих пор помнят все выпускники театра.

— Однажды я вышел из дворца и увидел у входа маленькую девочку, — вспоминает актер „Ровесника“, руководитель музея ГДК Юрий Бушко. — Она подошла ко мне и спросила: „А вы не знаете, где тут в театр можно записаться?“ Я взял ее за руку и отвел в 25‑ю комнату. Кира Пантелеймоновна была на месте, она согласилась послушать эту крошку. Так Таня Збировская практически выросла на сцене. Потом, после окончания школы, она поехала поступать в театральное училище в Москву. Несколько лет работала в театре Райкина. Сейчас живет в США.

Юрий Бушко с реквизитом из спектакля „А зори здесь тихие“. Фото Владимира Бедарева


„Они стали смотреть на искусство моими глазами, полюбили то, что люблю я. Сейчас их сердца совершенно раскрыты для всего, что я скажу им, сделаю. Они видят, понимают, как трудно мне на режиссерской работе. Но они не знают основного: больше, чем театр, я люблю их. Они не знают, как я тревожусь за их жизнь, настоящую и будущую. Как бываю счастлива, когда получаю от них письма. Они не знают этого, но они верят мне, а я верю им“.

— Самого факта знакомства с Кирой Пантелеймоновной я не помню, — вспоминает выпускница „Ровесника“ Евгения Кузнецова. — Наверняка оно состоялось при показе в „Ровеснике“. Это было достаточно суровое испытание, ведь брали далеко не всех. Новобранцы выходили на сцену, и их смотрели все артисты из основного состава театра. Вердикт, который они вынесли, позволил мне присоединиться к новичкам. Польстило ли это в мои десять или одиннадцать лет? Еще как. Решение это было не спонтанным, а выношенным и осознанным. Оно рождалось в борьбе с невероятным зажимом и собственными комплексами. Но искушение было велико — „Ровесник“ был так популярен.

Помимо старшеклассников и студентов, в „Ровеснике“ играли молодые работники химкомбината. Только представьте, где они черпали силы ходить на репетиции после многочасовых и даже суточных смен?

— Помню, один из актеров, играющих главную роль, проспал, — делится воспоминаниями Ольга Мавруничева. — Уже собрался полный зал, а его нет. Мы отправили ребят за ним. Оказалось, чтобы не проспать, Женька поставил будильник, но не услышал его звонка. Хорошо, что успел прибежать к началу спектакля.


Театральная афиша

„Я не люблю спектакли, в которых различные ужасы и чернуха. Я люблю постановки, в которых рассказывается о человеке, его переживаниях, психологии человеческой души. Чтобы выбрать пьесу, я много читаю и много прикидываю, а нужен ли будет такой спектакль сейчас, в наше время“.

Первым для „Ровесника“ был спектакль по мотивам сказки Валентина Катаева „Цветик-семицветик“. Успех! Затем посложнее — постановка по рассказу Ларисы Инсаровой „Все это не так просто“. Кира Пантелеймоновна обязательно спрашивала разрешения поставить спектакль у авторов пьесы. Эти письма до сих пор хранятся в архиве музея городского Дворца культуры.

Сказки писала и сама режиссер. „Волшебный цветок“, „Зоренька“, „Сыновья дровосека“ и многие другие снискали известность юношескому театральному коллективу далеко за пределами Алтайского края. О „Ровеснике“ с восхищением и благодарностью говорилось со страниц столичных газет и журналов.

Юношеский театральный коллектив своими спектаклями буквально покорил всех смелостью, новизной решений, трактовкой образов и сценического пространства. Но главное, „Ровесник“ подкупал атмосферой необыкновенной чистоты и свежести, царящей в каждой работе на площадке. Совсем еще юные актеры говорили с высоты театральных подмостков о больших человеческих чувствах так проникновенно, глубоко и серьезно. А зрители, в свою очередь, высказывали им свое восхищение многократным походом на одни и те же пьесы.


Заслуженные награды

Около 40 лет она отдала своему театру. Благодаря педагогическому и режиссерскому таланту Киры Пантелеймоновны приобщались к искусству сотни и сотни подростков, из которых вырастали затем профессиональные мастера сцены и просто хорошие люди. И только ее вера, самоотверженность, горячая любовь к театру помогли поднять на недосягаемый уровень профессионализма обычный рядовой любительский театральный кружок. Подтверждением этому являются многочисленные дипломы, почетные грамоты победителей смотров-конкурсов и фестивалей самодеятельного творчества, почетное звание народного и как венец заслуг зрелости коллектива — присуждение звания лауреата премии Ленинского комсомола Алтая. В 1973 году Князевой присвоено звание „Заслуженный работник культуры РСФСР“. А в 1996 Кира Пантелеймоновна стала почетным гражданином Бийска.


От благодарных воспитанников

Актриса и выпускница „Ровесника“ Евгения Кузнецова много лет живет в Москве, почти четверть века работает в знаменитом театре „Современник“.

— Каждая встреча в жизни меняет человека, — убеждена Евгения Борисовна. — Вопрос — насколько? Для меня встреча с „Ровесником“ оказалась судьбоносной. Кажется, именно тогда и сформировалась моя личность со всеми представлениями о добре и зле, о том, как устроен этот мир и что многое зависит от тебя лично. В этом было много наивного и идеалистического. Но театр давал основания этой вере жить и формировать человека в себе. Багаж, с которым я ушла оттуда во взрослую жизнь, до сих пор со мной. Иногда мне кажется, что не будь его, я бы давно сломалась. Больно ли было с этим представлением о мире сталкиваться с реалиями жизни и пороками людей? Безусловно. Но подушка безопасности, подаренная годами общения с Кирой Пантелеймоновной, позволяла найти в себе силы не только держать удары, не только подниматься и идти дальше, но и не поддаваться искушению встать на неправедную сторону. Вспоминаю свои детские ощущения от первых встреч с величайшим педагогом, о том, какие задачи она ставила на занятиях по речи и актерскому мастерству, как объясняла природу актерского существования на площадке. Мне кажется, я ее боготворила. Интонация разговора, его глубина, уровень требовательности, который всегда был свойственен Кире Пантелеймоновне, буквально завораживал. Это как причастность к какой‑то невероятной тайне, которую знаешь только ты и твои партнеры по сцене. Мне там было очень хорошо. Всегда. Даже когда на занятиях по сценическому движению я, благодаря собственной неуклюжести, сломала нос. И только выиграла от этого — теперь у меня профиль с благородной горбинкой.


Справедливо будет добавить, что именно Евгения Кузнецова стала инициатором увековечивания имени любимого педагога в памятной табличке на фасаде городского Дворца культуры. А вот бийскую улицу в честь Киры Пантелеймоновны так и не назвали.

— Я несколько лет буквально терроризировала Олю Мавруничеву этим вопросом, — вспоминает Евгения Кузнецова. — Город должен знать людей, которые сделали жизнь в нем намного лучше. И этот тезис в полной мере относится к Кире Пантелеймоновне. Я уверена, что из сотен или тысяч людей, прошедших ее школу, только единицы не изменились к лучшему. Простите за сравнение — она высаживала кусты дикой яблони, прививала их так, как только она умела, и получала роскошные плоды. Разве не должен город быть ей благодарен? Разве не должен он сделать так, чтобы имя это звучало многие и многие десятилетия вперед? А как это можно сделать? Назвать улицу именем человека. Помню, что слева от ГДК есть малюсенький переулок — Дружный, домов там немного. И мне показалось, что можно побороться за то, чтобы он стал носить имя Князевой. Но нет, городские власти посчитали, что пусть останется безликое название. Хочу надеяться, что могу быть услышана и 100‑летие выдающегося человека даст возможность подумать над тем, чтобы топонимика города опиралась не только на имена революционеров или героев войн, но и на личностей, способных своей жизнью доказать, что подвиги бывают и тихими.

Почти сорок лет отдала Кира Князева родному театру и Дворцу культуры. Ей стало плохо во время репетиции одного из спектаклей. Зрительный зал она покинула на автомобиле скорой помощи. Последние годы жизни Кира Пантелеймоновна была прикована к постели, но оставалась в сознании. Ее дело продолжила дочь Ольга. Сегодня она тоже заслуженный работник культуры и руководит двумя театральными коллективами в городском Дворце культуры.

— Моя жизнь не могла быть иной, — говорит Ольга Анатольевна. — Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что была воспитана в любви и понимании. И спасибо маме за театр — это лучшее, что может случиться с человеком.


В одном из последних интервью, которое Кира Пантелеймоновна дала своему воспитаннику Сергею Иноземцеву в 2002 году, она высказала пожелания современным театралам: „Чтобы очутились они в полутемном зале, погас свет, раздвинулся занавес. И произошло чудо с душой человека, который сидит в зале. Все забудется, и так хорошо станет на сердце. Придет время, когда театр на высоте встанет и завоюет сердца человеческие“.

Поделиться новостью