Общество
День икс: главное о поправках в Конституцию
Автор:

День икс: главное о поправках в Конституцию

На прошлой неделе Москва утвердила новую дату общероссийского голосования по поправкам в Конституцию — 1 июля.

Между тем у многих предстоящее событие продолжает вызывать массу вопросов: откуда взялась эта процедура, каков ее юридический статус, почему предлагается голосовать „пакетом“ и так далее. „Деловой Бийск“ попытался внести ясность в ситуацию и собрал ответы на самые частые вопросы своих читателей в одном материале.

Где логика: сначала приняли, потом спросили

Для начала уточним, что ранее в российском законодательстве не было понятия „общероссийское голосование“. Конституция предусматривает только проведение всенародного референдума, но он обязателен, если вносятся изменения в 1, 2 и 9 главы документа.

Поправки же, предложенные президентом и доработанные специально созданной рабочей группой, касаются глав с 3 по 8‑ю, поэтому они были приняты по стандартной схеме, утвержденной для федерального конституционного закона. Процедура включает следующие обязательные этапы:

1. Одобрение большинством депутатов Государственной Думы (не менее двух третей голосов от общего числа);2. Одобрение закона большинством членов Совета Федерации (не менее трех четвертей голосов от общего числа);
3. Одобрение органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации;
4. Подписание президентом в течение 14 дней;
5. Обнародование. Принятые поправки вступают в силу с момента их официального опубликования.

Напомним, все условия и этапы высшими органами власти были соблюдены, причем в довольно короткий срок. С момента, когда президент анонсировал поправки (15 января), до того, как он документ подписал (14 марта), прошло всего два месяца. К слову, согласно статье 136 Конституции РФ, после одобрения закона парламентами субъектов РФ уже никто не имеет права отменить его вступление в силу: ни президент, ни Федеральное собрание, ни Конституционный суд. Сделать это можно только внесением новых поправок, отменяющих уже принятые, для чего всю процедуру придется проходить заново.

Но вернемся к историческому дню накануне второго чтения законопроекта, когда депутат Валентина Терешкова предложила дополнить его поправкой о так называемом обнулении президентских сроков.

Как мы помним, Владимир Путин это предложение поддержал, но с оговоркой, что его должны поддержать и граждане страны. По сути, этот момент и стал отправной точкой для запуска механизма общенародного голосования, о котором до этого не было и речи, ведь в целом новый закон в одобрении россиянами не нуждался. А поскольку действующей Конституцией и законодательством РФ такая процедура не предусмотрена, ее, разумеется, сначала необходимо было узаконить. Так в законопроекте, наряду с перечнем предлагаемых поправок к Конституции, появилась статья о том, что закон должен быть вынесен на всеобщее голосование. То есть оно стало возможно благодаря тому, что закон уже принят, подписан президентом и вступил в юридическую силу.


Почему не референдум

В связи с этим возникает логичный вопрос: раз уж появилась необходимость спросить мнение народа, почему не стали делать это по аналогии с внесением поправок в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ — через референдум? Во-первых, эта процедура уже утверждена законодательно и имеет разработанный порядок проведения. Во-вторых, так было бы более демократично и юридически последовательно: сначала спросили, согласно ли население, а потом на основании этого вынесли решение — принимать закон или не принимать.

На этот вопрос глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова ответила в ходе 244‑го заседания ЦИК России (запись от 20.03.2020 выложена на официальном сайте ведомства).

Оказывается, для того чтобы узаконить подобный референдум, необходимо избрать Конституционное Собрание, организовать его работу над соответствующим законом и так далее. По словам Памфиловой, все это заняло бы год-полтора, а принятие закона о голосовании вместе с поправками в Конституцию ускоряет и упрощает процесс. Правда, при этом ни власти, ни глава ЦИК не поясняют, к чему такая спешка. Ведь даже если предположить, что ключевую роль во всем этом играет обнуление президентских сроков, как считают многие, то у Путина в запасе еще как минимум три года: следующие выборы президента пройдут в 2024 году. Кроме того, эпидемиологическая обстановка для голосования в 2020 году не самая располагающая — коронавирус, из‑за которого жителей на два месяца практически заперли в четырех стенах, еще не отступил. И потом, статус Конституции — главного, основополагающего закона страны — не помешал властям разработать и принять поправки к ней всего за два месяца, тогда как обычные федеральные законы в Госдуме обсуждают и разрабатывают до 10 лет и более. Что мешает максимально оперативно узаконить и референдум по новым поправкам?


О легитимности: мнения и факты

Но, пожалуй, самый животрепещущий вопрос, который волнует каждого, это юридическая сила итогов грядущего голосования. Проще говоря, имеет ли смысл идти голосовать, если закон уже принят?

В этом плане интересно мнение самих представителей власти, комментирующих данную ситуацию. Сам президент в одном из публичных выступлений назвал общероссийское голосование плебисцитом, в том числе о доверии народа президенту. Большинство толкований этого слова в современном языке тождественно понятию „референдум“, что означает всенародное голосование, которое проводится для принятия особенно важных государственных решений.

А вот глава ЦИК Элла Памфилова на том же 244‑м заседании ЦИК 20‑го марта заявила:

— Мы все понимаем, что процедура, прошедшая в соответствии с ныне действующей Конституцией, уже легитимизирует те поправки, которые приняты. Она уже абсолютна легитимна, исходя из того, что поддержана легитимно избранными Госдумой, Советом Федерации и законодательными собраниями субъектов… Процесс уже сам по себе легитимен. Можно только с большим уважением отнестись к тому, что президент на этом не остановился: его политическая воля и желание — услышать в данном случае не предусмотренное ныне действующей Конституцией мнение народа дополнительно. Ключевое слово. Он на это пошел, и это достойно вашего уважения.

В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, выступая перед журналистами 24 января, подчеркнул, что грядущее голосование будет носить решающий характер.

„Мы исходим прежде всего из того, что это голосование не является простой формальностью <…>, хотя де-юре такой необходимости (в голосовании — Прим. ред.) нет. Тем не менее это будет именно голосование за или против“, — цитирует Пескова ТАСС. Аналогичное заявление он сделал на очередной пресс-конференции 5 июня, когда у него спросили, что произойдет, если россияне не поддержат изменения в Конституции.
„Не знаю, насколько уместны такие эвентуальные рассуждения. Президент четко сказал, что закон вступит в силу только после того, как граждане поддержат эти поправки. Это четкое, не подразумевающее двусмысленности заявление президента“, — ответил Песков.

Между тем он уходит от прямого вопроса и не поясняет, предусмотрен ли вообще механизм отмены поправок, если чисто гипотетически допустить, что большинство проголосует „против“. Складывается впечатление, будто власти видят только один — положительный — исход предстоящего голосования 1 июля. Впрочем, как мы уже выяснили, на законодательном уровне статья 136 Конституции все равно не позволяет „завернуть“ поправки. Для этого необходимо было бы сначала внести изменения в 9‑ю главу Конституции, а это право есть только у Конституционного Собрания и референдума.

О порядке проведения голосования мы расскажем в новом материале в скором времени.


Справка

Самая нашумевшая поправка, принятая в Конституцию РФ в марте 2020 года, — о так называемом обнулении президентских сроков, которое касается непосредственно Владимира Путина. Именно она и стала поводом для объявления всенародного голосования.

Напомним, в ч. 3 ст. 81 прежней версии документа была закреплена норма, согласно которой одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Новый закон о поправках исключил из текста слово „подряд“, при этом добавился пункт о том, что данное ограничение не учитывает сроки, занимаемые до вступления в силу обновленной Конституции. То есть конкретно Владимира Путина эти ограничения не касаются, и он может баллотироваться на выборы в президенты по факту уже на 5‑й и 6‑й сроки.

Отметим, сам Владимир Путин не делал заявлений о том, что планирует выдвигать свою кандидатуру на выборах президента в 2024 году или в последующем. Между тем ряд политологов считает, что даже если этого не произойдет, у него будет хорошая альтернатива — пост главы Госсовета. Новые поправки наделяют Президента РФ правом формировать такой орган, но не руководить им, как сейчас. При этом статус и функции Госсовета в новой версии Конституции не прописаны. Предполагается, что эти моменты будут определены федеральным законом позже.

Поделиться новостью