Общество
Интервью с главным врачом ЦГБ
Автор:

Интервью с главным врачом ЦГБ

Не прошло двух месяцев, как красноярец Сергей Викторович Ковязин принял руководство центральной городской больницей.

Но в системе бийского здравоохранения новичком его не назовешь. Мы говорили о задачах на первый год в должности главного врача, выяснили, в чем смысл реорганизации медучреждений города, спросили о том, как он планирует решать проблему нехватки кадров и привился ли от коронавируса.


Испытание ковидом

Сергей Ковязин приехал в Бийск накануне пандемии, осенью 2019 года, и возглавил горбольницу № 2. Структура бийского здравоохранения как раз стояла на пороге преобразований. В планах было объединение городских больниц №№ 2, 3 и 4, ЦГБ — с поликлиникой № 1, а также создание межрайонной женской консультации. Но ковид внес свои коррективы.


— Что вы можете рассказать об опыте руководства ковидным госпиталем?

— С таким вызовом столкнулась вся страна. Это была незнакомая история, и практически никто не понимал, как с этим работать. Мне было полегче, потому что я работал с инфекцией, имел специализацию по фтизиатрии и, соответственно, опыт лечения пациентов с дыхательной недостаточностью. Мы вторыми в крае открыли ковидный госпиталь. Первый развернули в здании бывшего роддома на ул. Ударной, следом в Бийской ЦРБ, а затем на базе горбольницы № 2 на ул. Ленинградской. Фактически их было три. Сюда госпитализировали пациентов со всего Бийского округа с населением порядка 450 тысяч человек.

Штат больницы № 2 не располагает набором специалистов для оказания полного спектра специализированной помощи. Мы выходили из положения и привлекали специалистов для консультаций посредством телемедицины. Но поскольку в нашем здравоохранении действует трехуровневая система, тяжелых пациентов мы отправляли в горбольницу № 5 Барнаула на третий уровень оказания специализированной медицинской помощи.

За год работы через госпиталь прошло около 5 тысяч человек. Это большой объем пациентов. Работали, лечили. Было интересно, было сложно. На мой взгляд, мы справились.

Госпиталь на ул. Ударной по‑прежнему функционирует, в нем находится на лечении около 200 человек. Пока в нем есть необходимость, он будет существовать. В селе Первомайском госпиталь закрыли в феврале, следом — на Ленинградской.


— Будет ли, как раньше, действовать стационар на Ленинградской?

— Будет. По срокам открытия пока говорить рано. Последние три недели осуществлялась газификация всего корпуса, чтобы все палаты и койки были оборудованы кислородом. В ближайшее время там установят газгольдеры на 3 куб. м. Насколько я знаю, в планах стоит косметический ремонт.


— Ждать ли нам третьей волны коронавируса?

— На данном этапе ответить однозначно невозможно, делать прогнозы — это задача исследовательских центров. Любое инфекционное заболевание развивается волнообразно. Будет или нет третья волна — зависит и от того, насколько хорошо сработают механизмы по вакцинации населения. Чем выше иммунитет в обществе, тем будет лучше эпидемиологическая ситуация по коронавирусу.


— Вы вакцинировались?

— Записан на 11 мая. Я переболел, у меня был напряженный иммунитет. Скоро будет пять месяцев с момента, как я переболел, поэтому записался на вакцинацию.


„Уже достаточно наоптимизировали“

— В марте вас назначили главным врачом ЦГБ. Какое „наследство“ вы принимаете?

— ЦГБ — это, можно сказать, второе по мощности медицинское учреждение Алтайского края. Это многопрофильная больница, в которой оказывается помощь жителям 12 районов Бийского округа.

Здесь находятся единственный инфекционный корпус, единственный перинатальный центр на весь округ. Это большое хозяйство с различными направлениями медицинской деятельности.

Да, есть проблемы. Учреждение имеет некоторый дефицит в плане финансово-хозяйственной деятельности. Есть устаревшее оборудование, есть новое. Однозначно сказать, что тут все плохо или все хорошо, нельзя. Есть куда развиваться и какие перспективы реализовывать.


— Какие задачи стоят перед вами на ближайший год?

— Первая задача — объединение ЦГБ с поликлиникой № 1. Этот механизм уже запущен, подписано постановление губернатора о слиянии этих двух учреждений.

Вторая — создание на базе ЦГБ межрайонного центра, который бы функционировал так, как и было задумано. По факту сюда и так везут пациентов со всего округа. Но у межрайонного центра есть еще одна задача, которая здесь не развита в полной мере, — это оказание методической помощи. Она подразумевает курацию всех медицинских учреждений округа, перенаправление в ЦГБ определенных пациентов и принятие решения о дальнейшем направлении пациентов округа в специализированные центры с применением высоких технологий, т. е. медучреждения третьего уровня.

На базе ЦГБ мы создадим межрайонную консультативную поликлинику. Она избавит жителей районов от необходимости совершать лишние поездки между медучреждениями, чтобы получить помощь стационарного этапа. При этом часть людей, которых можно лечить на нашем уровне, и в случаях, когда им не требуется высокотехнологичная помощь третьего уровня, мы госпитализируем в ЦГБ.

Понятная схема маршрутизации для оказания медицинской помощи с учетом возможностей медорганизаций Бийского округа позволит сделать так, чтобы пациент не тратил время, а сразу поступал в профильное учреждение, которое ему необходимо по состоянию здоровья.


— Назовите плюсы от объединения ЦГБ с поликлиникой № 1. С какой целью это делается?

— Для удобства пациентов, для большего охвата населения медицинской помощью, в том числе со стороны врачей узких специальностей.

В современных реалиях крупным учреждениям выжить проще, чем маленьким. Например, возьмем кадровый состав. Это больная тема для Бийска — студенты плохо возвращаются, опытные доктора уезжают, частная медицина оттягивает кадры и т. д.

Первая поликлиника как самостоятельное учреждение, отправляя абитуриентов учиться по целевому направлению, скажем, в Барнаул, не может обеспечить студентов практикой. Получается, что студент шесть лет учится в Барнауле, там же проходит практику. Закономерно, что у него не возникает привязанности к учреждению, которое его направило на учебу, он предоставлен сам себе. После института он остается по месту учебы, находит работу, просит об откреплении. Похожая ситуация складывается и для нецелевого набора. Теперь поликлиника сможет направлять специалистов в больницу для прохождения практики в стационаре. Люди хотят работать в большой больнице, где есть технологии и есть чему учиться.


Второй момент — в поликлинике № 1 нет лаборатории. Из-за этого возникают определенные проблемы со сбором анализов, необходимостью перенаправлять анализы в диагностический центр, оттуда к нам и обратно. В ЦГБ имеется хорошая лаборатория, все анализы, сдаваемые пациентом в поликлинике, будут идти сюда напрямую, а значит — пациент получит более быстрый и качественный ответ. Одно юридическое лицо упрощает процедуру возмещения затрат и расчетов, устраняет бюрократические барьеры.

При этом диагностический центр однозначно остается в качестве консультативного пункта для всего округа. Если в каком‑либо учреждении нет нужного специалиста или требуется выполнить дополнительные исследования вроде компьютерной томографии, пациенты, которые не нуждаются в стационаре и дальнейшем сопровождении, смогут обращаться туда.

В-третьих, станет доступнее узкоспециализированная помощь для жителей территории обслуживания поликлиники № 1. Раньше, чтобы попасть на прием в ЦГБ, нужно было получить направление от врача поликлиники. В рамках одного юрлица можно будет напрямую записаться к специалисту ЦГБ через регистратуру поликлиники. Возможно, какие‑то специалисты ЦГБ будут принимать в поликлинике № 1.


— Каких еще преобразований нам ждать?

— Мы готовим проектно-сметную документацию на ремонтные работы в поликлинике № 1 и в поликлинике ЦГБ.

В поликлинике № 1 будет создан Центр здоровья для работы с группами пациентов, имеющих хронические заболевания и состоящих на учете. Сегодня вектор здравоохранения разворачивается со стационарного этапа в направлении профилактики заболеваний. Поэтому план реорганизации системы здравоохранения в Бийске будет учитывать эту тенденцию, поскольку она направлена на улучшение качества жизни и ее продолжительность.

Мы уже приступили к оказанию помощи маломобильным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут активно передвигаться, посещать поликлиники и с учетом кадрового дефицита остаются за бортом осмотров. За ними практически не осуществляется должный надзор.


В поликлинике № 1 есть специалист, он прошел обучение и теперь занимается маломобильными группами и пациентами, у которых не принят статус паллиативного больного. Уход за лежачими пациентами, как правило, возложен на родственников, но у них возникает много вопросов по тому, как его правильно осуществлять. Уже есть положительные отклики, родственники приходят и оставляют заявки, чтобы к ним приехали. В дальнейшем к этой бригаде может присоединиться сотрудник органов соцзащиты. Это один из механизмов увеличения доступности медпомощи и контроля за такими пациентами. Мобильная бригада может взять анализы, сделать ЭКГ на месте. В будущем планирую такую же мобильную бригаду создать на базе ЦГБ.

Со временем в каждом отделении планирую внедрить оказание плановой помощи. Частная медицина в Бийске получила такое широкое распространение на фоне отсутствия предложения со стороны государственных клиник. Когда я приехал, в горбольнице № 2 оказывали только экстренную помощь. Я эту работу перестроил. Если, например, в октябре 2019 года в больнице было выполнено 13 эндоскопических операций, то в следующем месяце их стало 133.


— Госклиники настолько заинтересованы в пациентах?

— Да, государственные учреждения заинтересованы в количестве пациентов. Тем более что ни одна частная клиника не может сравниться с ЦГБ. Предлагая медицинские услуги пациентам, мы создадим спрос и увеличим приток пациентов.


— Бийчане опасаются, что объединение — это очередной этап оптимизации, сокращения штата сотрудников.

— Про оптимизацию речи нет. Такого в принципе не может быть, уже достаточно наоптимизировали за последние 12 лет, наоборот, сегодня стараются приблизить медпомощь к человеку. Не будет никакого сокращения — это факт. На пациентах никак не отразится изменения структуры управления.


— Как у вас складываются отношения с органами местного самоуправления? Медучреждения им давно не подчиняются.

— С администрацией Бийска мы взаимодействуем по разным вопросам, в основном они касаются хозяйственной деятельности, организации процессов, например, в части обеспечения жильем специалистов. Договорились с главой города о создании дополнительных парковочных карманов перед поликлиникой на ул. Садовой. Работаем с депутатами, поскольку у них есть влияние на АКЗС, куда они могут выносить вопросы в части финансирования, например.


Кадровый вопрос — самый сложный

— Как вы планируете решать распространенную проблему дефицита медицинских работников?

— Кадровый вопрос за один день не решишь. Это самый сложный вопрос, который есть сегодня в здравоохранении. В последние годы в рамках целевых программ государство выделяет средства на приобретение оборудования, заметно обновляется материально-техническая база, приобретают транспорт для медорганизаций. Это сегодня не такая сложная проблема, как нехватка специалистов.


Неделю назад я встречался со студентами 6‑го курса АлтГМУ, которые поступали из Бийска. Рассказал, почему к нам стоит ехать, обрисовал перспективы, выслушал их пожелания, узнал, кто кем хочет быть. Работа с подрастающим поколением, на мой взгляд, самая приоритетная.

В ЦГБ немало хороших опытных врачей, которые много чего умеют, могут и хотят дальше развиваться, но в то же время мы работаем над тем, чтобы у нас была прослойка молодых, которые бы под контролем имеющихся специалистов выросли в хороших врачей.

В ближайшее время у меня запланированы подобные встречи со студентами 4-х и 5‑х курсов, которые поступали из районов нашего округа.

Взаимосвязь всех главных врачей на территории Бийска для разработки системы прохождения нормальной практики, о которой я уже говорил, конечно, приоритетна. На встрече присутствовали более 20 студентов, которые сейчас заканчивают учебу, часть, возможно, пойдут в поликлиники, часть — в ординатуру. Мы прорабатываем все варианты в разных учреждениях.


— С чем, на ваш взгляд, связан кадровый голод в сфере здравоохранения? Стало меньше выпускников вузов?

— Это повсеместная проблема, и причины ее самые разные: не устраивает заработная плата, хочется развиваться в сфере науки, есть стремление попасть в частную клинику, нет желания возвращаться на свою малую родину.

Сказать, что стало меньше выпускников, я не могу. Предложений на рынке труда стало больше. Такого количества частных клиник, как в Алтайском крае и, в частности, в Бийске, я, признаюсь, нигде не видел.

Работать с людьми бывает сложно, и для некоторых это становится фактором эмоционального выгорания. Многих отпугивают разбирательства с органами следствия и прокуратуры, которые сегодня должны реагировать на любые, даже нелепые замечания и обвинения. Это при том, что все врачи, медсестры прекрасно осознают, что их профессия связана с определенными рисками, что от их манипуляций может наступить ответственность вплоть до уголовной. На 99% доктора делают все, что могут. Всегда врачи так работали, во все времена. Но сегодня они, бывает, сталкиваются с крайностями. Врач один раз сходил в следственный комитет по какому‑нибудь случаю, второй — желание работать отпало.


Справка

Сергей Викторович Ковязин окончил Красноярский государственный медицинский университет с красным дипломом. Проходил интернатуру по фтизиатрии. В 2011 году перешел в ГУФСИН Красноярского края на должность главного фтизиатра. Работал заместителем главного врача в Красноярском краевом противотуберкулезном диспансере. Исполнял обязанности главного врача Северо-Енисейской ЦРБ. Осенью 2019 года возглавил горбольницу № 2 Бийска, руководил ковидным госпиталем в Бийской зоне. В марте 2021 года назначен главным врачом Бийской центральной городской больницы.

Поделиться новостью