Только у 10 % выпускников детских домов получается выстроить свою жизнь, а зачастую — просто сохранить ее.
За пару месяцев вчерашний детдомовец способен „просадить“ миллион рублей, накопленный за годы его жизни. Не все из них понимают, как пройти собеседование на работу или, например, как (и зачем) оплачивать коммуналку. Когда за ними закрываются двери детского дома, рядом — ни одного значимого взрослого и близкого человека. Ни одного.
Чтобы помочь сиротам адаптироваться ко взрослой самостоятельной жизни, и появился федеральный проект „Наставники детям“.
Как сообщается на официальном сайте проекта, полное название программы профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков в России — „Старшие Братья Старшие Сестры“.
В жизни наставники ласково называют своих подопечных „мой младший“. Стать Cтаршим может любой, кто, конечно, пройдет подготовку.
„Наша программа одна из самых эффективных программ индивидуального наставничества по социализации детей из детских домов, из приемных и социально незащищенных семей, а также детей с ограниченными возможностями“, — сообщается на сайте организации.
Действует она с 2003 года в Москве. В 2013 году филиал программы открылся в Санкт-Петербурге, а в данный момент региональные отделения программы работают уже в Московской, Тульской, Тверской, Калининградской, Ленинградской, Свердловской, Ростовской областях и, к счастью, Алтайском крае.
В нашем городе программа работает почти год, с октября 2023 года. Чтобы и у бийских детей появилась такая возможность, специально для Бийска на ее реализацию был выигран грант.
60 пар наставников и детей уже образовалось в Алтайском крае
Стать значимым взрослым можешь и ты! Прочитай материал и регистрируйся в качестве кандидата в наставники на сайте nastavniki.org
Инициатор: как проект заработал на Алтае
В нашем регионе программа появилась благодаря Татьяне Ходус, которая и возглавила региональное отделение. Она рассказала „Деловому Бийску“ подробности.
— В Алтайском крае программа реализуется с 1 января 2021 года. Я многодетная мама, у меня 5 детей, из них 3 приемных. А все началось с того, что нашла программу и решила съездить на обучение. По своей семье знаю, какую психологическую травму получает ребенок при сиротстве и насколько сложно его потом восстановить.
В свою семью 8 лет назад взяла сначала двух мальчиков: 2,5 и 4 года. Это братья. Забрала из детдома не раздумывая, поняла, что это мои дети. Они были тяжелые. Не говорили, в быту были совершенно не приспособленные. Первые пять лет не работала, занималась только ими. Реабилитировала, лечила. Мне говорили, им светит школа для умственно отсталых. Могу понять, ведь полгода учили только один желтый цвет. Поплачем, покушаем и опять садимся заниматься. Со временем все выровнялось и даже лучше! Сейчас они учатся в лицее, спортсмены, все с медалями, хотя трудности бывают.
И я начала думать: а те дети, которые остаются в системе, они так и не получат индивидуального внимания. От родителей ребенок узнает, как общаться, решать трудные задачи, как горевать, как преодолевать трудные периоды, как обустраивать быт. Да, конечно, в детском доме делают все возможное. Но система — не семья.
Если даже ребенок привязывается к воспитателю, тот может в любой момент уволиться. Воспитанника могут поместить в санаторий, больницу, и это опять смена окружения. Это очень больно. Это утрата. И ребенок понимает: привязываться нельзя! А нарушение привязанности не даст возможности выстроить длительные отношения, создать семью.
Ты ничей, ты никто, ты ничто, у тебя нет опоры. Наш организм способен развиваться, когда закрыты наши базовые потребности, в том числе потребность в безопасности. Без этого изучать мир невозможно. Поэтому практически всем детям ставят задержку развития.
Когда ребенок приходит в детдом, он оставляет за собой всю жизнь: соседку, которая давала иногда конфетку, свою школу, друзей, одноклассников. Всю жизнь.
Представьте, вы планируете пойти домой с работы, и кто‑то заходит в ваш офис и говорит: „Нет, нужно ехать в другое место“. И увозит вас в другой город, в какую‑то больницу, садит на кровать рядом с другими пациентами и говорит: „Ты будешь жить здесь“. Ваша реакция?
Ребенок так же! Он не знает, что случилось дома. Убили ли маму и папу по пьянке? Жива ли твоя кошка? Что там с бабушкой? Ребенка просто взяли и утащили, как чемодан.
В итоге статистика ужасна, только у 10 % выпускников из детских домов получается выстроить свою жизнь. Они не могут справиться с жизненными трудностями, не умеют трудиться. Начинают употреблять наркотики, алкоголь и погибают.
Татьяна Ходус
— Татьяна, для реализации программы вам требуется серьезное финансирование. На что оно идет, ведь встречи со Старшими бесплатны?
— Один из стандартов программы — безопасность. Мы не можем человека „с улицы“ допустить к ребенку. Нам обязательно нужно людей отобрать. Все претенденты проходят интервью, психологическое тестирование, далее обучение и психологическое сопровождение пар. Каждый куратор-психолог постоянно на связи с наставниками, это индивидуальная работа с каждым. Также необходимо рекламировать проект, чтобы привлекать наставников. Ведь по‑прежнему у большинства детей их нет! На все это требуются средства.
Не всегда нужны именно деньги. Например, в Бийске нет офиса, где можно проводить интервью. Если бы кто‑то смог предоставить безвозмездно в пользование небольшую комнату, это была бы огромная помощь проекту. Или кто‑то может предоставить площадку для проведения мероприятий, праздников или загородных встреч.
Пока в Бийске сформировано 6 пар. Это немного, но однажды их станет гораздо больше и нужна будет площадка, чтобы собирать ресурсную группу.
Также можно регулярно или единоразово жертвовать любую сумму. Заключаем договоры добровольных пожертвований с юридическими лицами. И это очень ценная большая поддержка. Мы сможем реализовать программу и в других городах края.
Психолог: „Бийск в начале пути“
Психолог Наталья Игошина рассказала о том, как реализуется программа в нашем городе. Она проводит интервью для кандидатов в наставники, а потом сопровождает пары на протяжении всего их взаимодействия, является куратором программы в Бийске.
— Мы в самом начале пути. В Бийске программа „Наставники детям“ живет первый год. На сегодняшний день заключен договор с одним учреждением КГБУ „Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей“, в котором проживают более 80 детей.
У нас сложились теплые и конструктивные отношения с администрацией, которые помогают совместно решать важную задачу — социализацию наших юных подопечных.
Наставник — это старший друг, проводник во внешний мир за периметром детского дома. Действующие наставники отмечают, что основные дефициты у ребят имеются в области культуры общения, финансовой грамотности и профопределения.
Актуальная потребность на сегодняшний день в наставниках-мужчинах. Ребята из центра очень ждут старших братьев, с которыми можно заняться конкретными чисто мужскими делами.
Практика показывает, что наставничество — история избранных. Это могучая кучка удивительных людей, различных по возрасту и профессии, но объединенных такими качествами, как альтруизм, потребностью быть полезным, помогать и нести добро в этот мир.
Наставничество — это всегда обоюдная история, в ней развиваются и Младший, и Старший. Пока создано 6 наставнических пар, и еще 3 кандидата в процессе обучения. Откликов гораздо больше, но в ходе подготовительного этапа происходит существенный отсев желающих.
На моем опыте из 5 кандидатов выходит 1 наставник. Подготовка к наставничеству серьезная — большое интервью, психодиагностика, сбор справок, характеристик и, наконец, двухдневное обучение. Только после этого ребенку подбирается наставник с учетом совместимости характера, интересов и происходит знакомство.
Зачастую в процессе подготовки кандидаты понимают, что не смогут найти достаточно времени для регулярных встреч с ребенком. В этом случае мы находим возможности для сотрудничества в роли волонтера. Волонтеры оказывают целевую помощь. Например, в организации мероприятий для наставнических пар — мастер-классов, проф. экскурсий и прочего.
В Бийске много добрых людей. Например, недавно фотограф Юлия Савельева провела благотворительную фотосессию для наших пар в условиях профессиональной фотостудии NEBO, которую нам любезно предоставила еще один наш друг Екатерина Касьянова.
Для ребят и их наставников это был очень увлекательный опыт исследования и создания образа себя. В ближайших планах мастер-классы по кулинарии и скалолазанию, которые нам помогает организовывать Екатерина Лазарева, руководитель Бийского бизнес-инкубатора. Мы очень благодарны любой помощи, которая помогает нашим Младшим расширить горизонты возможностей. „Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать“ — очень работающий для нашей программы принцип.
Минимально рекомендуемый период для общения пары — 1 год, по прошествии которого пара решает продолжать или завершать общение. В течение всего времени необходимую помощь наставнику оказывает куратор — психолог и сообщество наставников.
Хочу отметить еще один момент, ребенок участвует в программе по собственной воле. За этот год через „сарафанное радио“ значительно выросло доверие к программе среди детей центра, а число инициатив от детей в поиске наставника значительно возросло. И наша общая задача сделать так, чтобы наставник был у каждого ребенка, который в нем нуждается.
Наталья Игошина
Наставник: „С каждой встречей мы все ближе“
Бийчанка Татьяна Жиленкова одной из первых в нашем городе решилась на наставничество. Она работает в банковской сфере, замужем, трое детей.
— О проекте узнала от Лаптевой Ольги, которая на тот момент набирала первую группу волонтеров в нашем городе. Проект сразу же заинтересовал меня, так как был опыт в этом направлении. Ранее участвовала в организации мероприятий в приюте „Надежда“. А тут представилась возможность личного общения с ребенком.
Чтобы принять такое ответственное решение, у меня было время. Мы проходили обучение, затем собирали необходимые документы.
Мне очень повезло, меня поддержала семья, мой муж и дети. И вот в декабре 2023 года я знакомлюсь с Младшей. Первая наша встреча состоялась в небольшой комнатке детского дома. Познакомились, поговорили об увлечениях, о предпочтениях в еде, о фильмах, книгах.
Девочка очень понравилась. Мы даже визуально были похожи. Моя Младшая очень талантливая девочка. Она рисует, шьет, делает поделки. На Новый год подарила дракончика, который сшила специально для меня. Теперь это мой талисман.
Чем мы с ней занимаемся? Гуляем, ездим на конюшню, кормим животных, ходим в кино, катаемся на машинках в картинг-центре. Зимой ходили на каток. Трудностей в общении и разногласий не было.
С каждой встречей становимся все ближе. С каждым разом она доверяет мне все больше. Рассказывает свои тайны, страхи, переживания. Этим летом Младшая уезжала в гости к дальним родственникам. Мы не виделись с ней полтора месяца, и я ловила себя на мысли, что скучаю. Мне не хватало нашего общения.
Со временем девочка стала увереннее, общительнее. В этом году заканчивает школу, и моя задача — помочь ей в социализации, чтобы задать верный вектор во взрослую жизнь, научить вести быт, ухаживать за одеждой, грамотно распоряжаться финансами, пользоваться общественным транспортом. Будем поддерживать отношения и после школы.
Кому бы порекомендовала пойти в наставники? Да любому человеку, у которого это откликается в сердце. Со всеми сложностями можно справиться, когда делаешь это с любовью. А трудности, конечно, могут возникнуть, потому что у каждого ребенка свои „шрамы“. Каждый из них был предан самыми близкими людьми.
Этот проект не про материальное. Здесь ты оставляешь свое наследие, передаешь частичку своей души другому человеку.
Татьяна Жиленкова
Младшая: „Я снова верю в людей“
Мы не стали встречаться с самими ребятами, потому что встречи с наставником слишком личные, трепетные и неизвестно, понравится ли ребенку быть в центре внимания журналиста, поэтому своими впечатлениями Младшая поделилась по телефону:
— Мне все нравится! Я побывала во многих местах, хорошо провела время и, наконец, поверила в людей. Есть люди, которые могут меня поддержать и мне помочь, ничего не прося в ответ за это. Также поняла, что я тоже смогу кому‑то сделать добро, когда вырасту. Если будет возможность помочь кому‑то из детдома, я с радостью сделаю это. Спасибо вам за это большое.
Что делают наставники для ребенка из детского дома
- Один раз в неделю встречаются со своим подопечным. Общение может длиться 2–3 часа или дольше. Можно встречаться чаще. Важно делать это минимум раз в неделю.
- Поддерживать связь по мере возможности со своим подопечным по телефону или другим доступным способом.
- Быть на связи с куратором-психологом, который поможет выстроить цели в наставнической паре и организовать общение так, чтобы оно было эффективным, приятным и безопасным для обеих сторон.
Главное фото из открытых источников