Прозвенели первые школьные звонки, и начался учебный год. Учеников и учителей ожидает множество изменений.
Учебная неделя будет начинаться с поднятия государственного флага и исполнения гимна
Как это происходит, нам рассказала Столлер Татьяна Анатольевна, директор школы № 17: “Каждый понедельник учащиеся будут поднимать флаг, а в конце рабочей недели — спускать. Пока позволяет погода, это происходит на улице. Мы восстановили флаг—шток, линейка 1 сентября проходила уже под поднятым флагом РФ. Это делает специально выбранная группа, “знаменный отряд”. Сейчас в него входят лучшие ученики нашей школы, которые, конечно, готовились к этому мероприятию. В дальнейшем состав знаменной группы может меняться, туда могут входить ребята, достигшие успехов в различных видах деятельности. Но нужно понимать, что прежде, чем принять участие в церемонии, ученикам нужно будет тренироваться. Участие в поднятии флага — это гордость, честь, и эта церемония должна выглядеть красиво, четко, слаженно”.
С сентября в школах начали свою работу советники по воспитанию
Сама должность в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта “Патриотическое воспитание граждан РФ”.
За разъяснением обратились к Антонине Григорьевне Мелиховой, и. о. начальника управления образования.
— Советник по воспитательной работе будет выполнять работу старшего вожатого. Это необходимая должность, поскольку сейчас вожатых в школе нет, эту должность в свое время упразднили. Сейчас есть большая необходимость по проведению именно воспитательной работы с детьми, для сохранения целостности нашего государства, как бы высокопарно это ни звучало, — уточнила Антонина Григорьевна.
В правоте этих слов можно легко убедиться, послушав разговоры некоторых ребят или почитав надписи на стенах и заборах нашего города.

Группы продленного дня
Школы не должны в обязательном порядке организовывать “продленку”, но могут рассмотреть такую возможность, если для этого имеются подходящие условия, в первую очередь — наличие помещений для размещения детей. Отсюда возникают проблемы: школы перешли на пятидневку и полностью заполнены, заняты и первая, и вторая смены. Если ребенок находится в учреждении более 4 часов, должно быть организовано питание, оплата которого ляжет на плечи родителей. Тем не менее те школы, которые найдут возможность организовать группы продленного дня, будут это делать. Школы сейчас комплектуются, и в зависимости от потребности, если есть заявление от педагогов, группы будут организованы. Сначала должен поступить запрос от родителей о необходимости создания групп, а затем школа будет оценивать условия для организации продленки. В Бийске есть пять школ, которые работают в одну смену, поэтому эта возможность у них есть.
Рассказала Антонина Григорьевна и о решении проблем с нехваткой учителей в нашем городе и о том, что делается, чтобы решить эту проблему:
— В Бийске открыто более 60 вакансий. Мы привлекаем для помощи коллективам школ выпускников педагогического университета, колледжа, ребят с последних курсов, также учителей из деревень, но все равно вакансии есть. Это острая проблема, она стоит перед всеми муниципальными образованиями Алтайского края.
Запрет на использование телефонов во время урока
Как значится на официальном сайте Минпросвещения России, запрет использования мобильных телефонов в школе распространяется только на учебный процесс.
«Мобильные телефоны у детей могут быть, чтобы позвонить, пообщаться, вопросы какие-то решить, но что касается уроков, то в соответствии с СанПиНами мобильные телефоны на уроках в учебных целях использовать не допускается», – сказал Сергей Кравцов.
С 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета в связи с тем, что такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки.
Новые санитарные правила устанавливают в том числе требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см, минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука – не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см.
О том, как будет реализован запрет на использование телефонов во время урока, мы спросили у директора школы № 17. Татьяна Анатольевна рассказала, что пока коллективы школ не до конца понимают, как воплотить в реальность новое решение. С одной стороны, теперь есть точный ответ на вопрос “А где это написано?”, который звучал ранее у недовольных учеников и даже родителей. А с другой стороны — не отнимать же телефоны у учащихся. Сейчас в школах проходят педсоветы, на которых обсуждается в том числе и этот вопрос.
Разговоры о важном
С начала учебного года во всех школах страны теперь каждый понедельник начинается с занятия “Разговоры о важном”. «Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России», — говорится на официальном сайте проекта. Занятия действительно уже стоят в расписаниях всех классов первым уроком, вести их будут классные руководители.
Татьяна Анатольевна рассказала, что для реализации этой программы Минпросвещение разработало специальные методические пособия для учителей, чтобы им было удобнее проводить разговоры с детьми.
— Прекрасная работа! Пособие полностью разработано, подобраны все материалы, предложены темы для разговоров. Как учитель-предметник — завидую! Хотелось бы иметь такие же интересные материалы и для других предметов.
«Разговоры о важном» — не отдельный предмет, по этим занятиям нет аттестации, за них не ставятся оценки. Но это часть внеурочной деятельности, которая, согласно закону «Об образовании», является дополнительной учебной программой и обязательна для посещения учащимися.
О чем будут говорить учитель и дети на этих уроках? Обсуждать прошлое, будущее и настоящее нашей страны. Темы для разговора приурочены различным датам. Например, 12 сентября предложена тема “Наша страна — Россия”, а 24 октября — “Традиционные семейные ценности”. Все уроки разработаны с учетом возрастных особенностей: для учащихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 и 10-11-х классов. В методических пособиях для уроков есть все: сценарий, презентация, видео, интерактивный элемент.
Предполагается, что “Разговоры о важном» будут именно разговорами — то есть диалогом учителя и класса на определенную тему.
Фото из архива редакции