С 25 июля в силу вступают изменения в закон «О национальной платежной системе», согласно которым финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества.
Какие переводы, по данным ЦБ, имеют признаки мошеннических:
• счет получателя находится в реестре ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» (это база Центробанка, в которой содержится информация о банковских клиентах, замеченных в подозрительных операциях);
• счет получателя использовался для мошеннических операций по данным антифрод-систем банков (в этом случае платеж будет заморожен, даже если счет не фигурирует в реестре мошенников ЦБ);
• операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось мошенниками;
• получатель перевода является фигурантом уголовного дела;
• нетипичный характер перевода (сумма операции, количество переводов, время проведения платежа);
• нетипичная телефонная активность клиента (если незадолго до совершения перевода отправитель вел продолжительные телефонные разговоры и получал много СМС-сообщений, особенно от незнакомых абонентов).
При наличии хотя бы одного из этих признаков финансовая организация должна блокировать сомнительную операцию, затем связаться с клиентом и уточнить, добровольно ли он осуществил отправку денег, пишут "Банки.ру". У клиента есть два дня на отзыв платежа. Если отправитель утверждает, что добровольно перевел средства, финансовое учреждение размораживает операцию, в противном случае — возвращает деньги на счет клиента.
Средства на счет клиента будут возвращены и в том случае, если банку не удастся связаться с отправителем и получить от него подтверждение операции.