Здоровье
Больницы объединяются
Автор:

Больницы объединяются

В феврале 2022 года в Бийске произошло официальное слияние городской поликлиники № 1 и Центральной городской больницы.

Что ожидать горожанам от подобного шага, о плюсах и перспективах такого союза, о видеокамерах в залах ожидания — рассказывает главный врач медицинских объединенных учреждений Сергей Ковязин.


— Произошло объединение первой городской поликлиники и ЦГБ: что для горожан и пациентов изменится?

— Тенденция на укрупнение учреждений в России идет уже давно. Любое структурное подразделение наиболее хорошо выживает, когда имеет в своем распоряжении дополнительно стационар и многопрофильную больницу.

Во многих умах любая реорганизация учреждений связана с оптимизацией. В нашем случае ни одного сотрудника в принципе мы не уволили и не сократили. Все перешли по штатному расписанию. За исключением главного врача, это единственный человек, который пострадал. Остальные люди на своих местах.

Изменилось название первой городской поликлиники на первую поликлинику ЦГБ.

Для пациентов тоже есть определенные плюсы. Первая городская поликлиника была изолированным поликлиническим звеном, в основном направленным для оказания первичной медицинской помощи. Там отсутствовала лаборатория. В связи с дефицитом медицинских работников (не только в Бийске и на территории Алтайского края, но и по всей стране) были ограничены методы дополнительного исследования. Пациент направлялся в другие медицинские учреждения, приходилось ждать дополнительных талонов и так далее. Было задействовано несколько учреждений для оказания помощи одному пациенту, прикреплённому к территории первой поликлиники. Сейчас же мы имеем возможность, так как это одно подразделение, направить пациента по разным профилям. Раньше уролога в первой поликлинике не было и приходилось направлять людей в другие поликлиники. Сейчас это наше прикрепленное население, соответственно, оно идет уже на основных правах — записывается, берет талончик. Здесь проводится весь комплекс мероприятий, есть большая база, благодаря которой можно провести дополнительные исследования. Пациент идет в обычной очереди, исходя из имеющихся талонов. Поэтому плюсов достаточно много и с точки зрения пациента, и с точки зрения медицинских работников.


— Студентам также будет удобно?

— Изолированная поликлиника не может обеспечить прохождение практики студентов-медиков по всем направлениям, которую требует учебная программа. Сейчас это наши студенты, мы их будем брать, в том числе и для работы в стационарах. И в процессе мы получим дополнительно преференции в виде того, что студенты, приходя на практику, не будут открепляться, зная, что у нас такое учреждение, где они могут выбрать участки, попрактиковаться в работе специалистов и в стационаре. То есть мы предоставляем дополнительные возможности плюс внутреннее совместительство докторов.

Свой кадровый запас врачебного состава можно оперативно использовать при решении различных задач. Допустим, такая ситуация, которая сейчас разворачивается в плане ковидной истории. Все мы наблюдаем большой подъем заболеваемости, связано это в том числе и с очень большой контагиозностью штамма „омикрон“. Люди болеют легче — увеличивается нагрузка на первичное звено. Количество пациентов на утро 9 февраля, находящихся на амбулаторном лечении в поликлинике ЦГБ, — 607, в первой поликлинике — 809 человек. Ежедневный прирост составляет около 200–250 человек в обоих учреждениях.

Естественно, что эта беда не минует медицинских работников, контактирующих с зараженными. Поэтому достаточно много болеют, уходят на больничный, в том числе и по уходу за ребенком.

И вот при имеющемся ограниченном ресурсе докторов есть возможность перераспределить оказание помощи с одной площадки медицинского учреждения на другую. Это тоже несомненный плюс для пациентов, когда они могут получить помощь, а не ожидать длительный период.


— На ЦГБ ложится очень большая нагрузка, сюда обращаются за помощью не только жители Бийска и Бийского района, но и еще более 10 районов. Вот эти 800 пациентов от первой поликлиники добавят нагрузку или в принципе все останется в системе? Раньше в любом случае пациенты могли получить направления в ЦГБ, сейчас это упрощается?

— Да, упрощается. Например, раньше к узкому специалисту направление в ЦГБ врач первой поликлиники выписывал, когда есть по времени данный специалист. А если надо пациенту потом поехать в Барнаул, для этого требуется выполнить перечень обследований, получить талончик и все остальное. Пациенту специалист делает назначения и отправляет обратно в первую поликлинику. Там проводятся эти обследования, либо нужно взять талончик и направление, если они уже пройдены. А теперь оба медучреждения — одно юрлицо. Пациент пришел сюда, получил полностью все, что ему необходимо, тут его записали, и он поехал в Барнаул.

Тенденция развития здравоохранения идет по понятию бережливого производства — бережливая поликлиника. Самый дефицитный ресурс — это время, и все настроены на то, чтобы получить помощь или услугу быстрее. В настоящий момент происходит слияние программ. Берем лучшее, что было в первой поликлинике, что было в ЦГБ, и пытаемся все это дело организовать в одну структуру, которая работала бы слажено.


— Сергей Викторович, ваше основное место работы в ЦГБ, как будет осуществляться контроль за первой поликлиникой? У бийчан есть мнение, что работа там не организована. Что вы предпримите, чтобы ее наладить?

— Мы уже полгода работаем над улучшением качества оказания услуг, это дает свои плоды. Кто был в первой поликлинике, видел, что там поставлены перегородки, чтобы разграничить инфекционных пациентов от здоровых людей. За последнюю неделю больше положительных отзывов, много благодарных пациентов. Я был на этих фильтрах. Там постоянно дежурят сотрудники. В такой ситуации, когда пришло 150 человек с утра, нам удается оперативно развести потоки, чтобы люди попали на прием к доктору.

В первой поликлинике достаточно хорошая команда под руководством заведующей подразделением Майи Рафаэловны Буковой. Однозначно буду бывать в первой поликлинике, постараюсь даже ежедневно, как позволит практика. Вообще мы разрабатывали общую систему, создали рабочую группу на базе ЦГБ, в которой рассматривали вопросы таких обращений. Она уже готова, осталось распечатать. Там отражен четкий алгоритм, куда и зачем обращаться. Например, обратились с вопросом к санитарке, она нахамила. Такое, к сожалению, есть. Все мы люди, понимаем. Начинаются звонки на горячую линию, к главному врачу.

Ко мне приходят люди и по первой поликлинике, но иногда вопросы могут решиться даже на уровне доктора, не говоря уже про заведующего. В первую очередь на 4‑м этаже можно обратиться к Майе Буковой, и 99 вопросов из 100 снимется сразу же. Она всегда на месте, вопросы рассматривает очень внимательно.

У меня есть прием по личным вопросам — вторник, среда. Люди приходят, записываются, никому не отказывал в приеме. Если меня кто‑то на улице остановит, я тоже со всеми общаюсь.


— Почему происходят задержки по времени и человек с талончиком на 10:00 иногда заходит на прием только в 14 часов?

— Мы делаем сетку расписаний с шагом положенного времени на одного пациента, например, 12 минут. Но бывают пациенты, на которого врач тратит больше времени. Или ситуация, когда врачу стало плохо, заболел, а расписание уже составлено на две недели. Приходится оперативно перераспределять нагрузку на другого врача, и тогда талоны сбиваются. При большой загруженности медиков сложно отладить систему, чтобы было четко по времени и все остались довольны. Сейчас, во время пандемии, медицинская помощь ограничена, не закрыта — все равно можно прийти на плановый прием, также работает кабинет неотложки и кабинет выписки рецептов, оформления листов нетрудоспособности.

Но повторюсь, врачи болеют. Допустим, не пришли в понедельник на работу в поликлинике три доктора, а у них приемы, они сидели на фильтре. Когда пришло 200 пациентов, плюс, допустим, 100–150 пациентов ковидных, которых надо хотя бы обзвонить, послать машину, если есть жалоба. Нагрузка неимоверная. В таких условиях сложно соблюсти алгоритм работы, но мы стараемся, чтобы все проходило вовремя.


— Видеокамеры в поликлиниках уже установлены? Как они работают?

— Любое учреждение имеет определенные параметры, которые положены по антитеррористической безопасности. На этот год выделено дополнительное финансирование для установки камер. Это нормальная тенденция, она прописана в требованиях ФСБ. И мне, как руководителю, хотелось бы видеть по компьютеру, где что происходит. Что касается фильтров, было действительно распоряжение, благодаря которому установили камеры, они направлены в основном на коридоры, где скопление людей, чтобы смотреть, как проходит ожидание приема. Министерство здравоохранения в режиме онлайн наблюдает. Могут оперативно среагировать. Коллегам поступали звонки с вопросами, что 20 человек уже ожидают и почему‑то 10 минут прием не ведется. Такой дополнительный контроль, чтобы все было прозрачно.


— В целом камеры работу упрощают или, наоборот, усложняют?

— Это на работу не влияет. Позволяет где‑то быстрее среагировать. Допустим, с утра у меня есть текущие встречи, как с вами, и такая же работа у заместителей по ряду направлений. Камеры позволяют оценить ситуацию происходящего на приемах, возможно, где‑то срочно необходимо открыть дополнительный кабинет. В понедельник такая ситуация случилась в первой поликлинике. Планировали работать в двух кабинетах, а пришлось в течение часа открыть еще два, так как посетителей было больше. Это нормальные рабочие моменты.


Изменение правил

— С учетом того, как протекает „омикрон“, произошли изменения в плане санитарных правил. Больничный лист теперь выдается на 7 дней. Если человек болеет бессимптомно, с минимальными катаральными проявлениями, температурой 37, даже если мазок положительный, сейчас вполне легитимно не выполнять контрольные мазки при выписке, это записано в законодательных актах. Если пациент чувствует себя плохо, у него есть небольшие проявления ОРВИ или ковид, но переносится легко, можно открывать лист нетрудоспособности даже без экспресс-тестирования, по телефону. Для этого необходимо позвонить в кол-центр, там переведут на специалиста, который будет вести пациента. Он соберет данные, какие жалобы есть, что беспокоит. После этого выпишет дистанционно лист нетрудоспособности, проконсультирует и на 7 дней выпишет справку, чтобы не ходить на работу. Закроется он также автоматически. Такие пациенты будут обзваниваться каждый день, чтобы не приходить и не создавать дополнительные очереди, не инфицироваться от больных.

Препараты для лечения бессимптомного ковида по рекомендации Минздрава выдавать не требуется. То есть такая коронавирусная инфекция, которая протекает с некоторым проявлением респираторки, не требует лечения, разве что парацетамол при высокой температуре. Пациентам, которым будет выдан лист дистанционно без посещения врача, при необходимости будем давать обратную связь, исходя из ситуации решать и принимать меры.


— Через 7 дней пациенту автоматически закроют больничный лист?

— Нет, конечно, ему позвонят, и, если дальше у него сохраняются какие‑то симптомы или что‑то изменилось в состоянии, тогда пациенту назначат время и он придет на прием.

С 1 января теперь выдаются только электронные больничные — это ресурсная база, которая заполняется, к ней имеется доступ у медицинской организации, ФСС и работодателя. Медицинская организация выписывает листок нетрудоспособности, он направляется сразу в ФСС, который выплачивает деньги работодателю. Пациенту мы выдаем квиток с номером для бухгалтерии, чтобы они могли по этому идентификационному номеру его найти. То есть больной уже не ходит с бумажками, дубликаты не делаются.


Ковидная картина меняется

В условиях распространения ковида главы регионов РФ получили право приостанавливать плановую первичную медпомощь в амбулаторных условиях. Такое постановление утвердило правительство страны, с 4 февраля оно вступило в силу и будет действовать до конца 2022 года.

Детям, а также пациентам с онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, людям, нуждающимся в проведении заместительной почечной терапии, в указанный период плановая медицинская помощь будет оказываться в полном объеме.


Алтайский край накрыл „омикрон“

По мнению экспертов, в нашем регионе новый штамм „омикрон“ практически полностью вытеснил „дельту“ и составил 90% всех случаев. Болезнь протекает в основном в легкой форме и длится 7 дней. В больницах увеличилась доля молодых пациентов и детей. Если раньше дети болели в единичных случаях, то на данный период в детский ковидный госпиталь поступают десятки заболевших.

— В большей степени мы сталкиваемся с легким течением болезни, — сказал министр здравоохранения края Дмитрий Попов, — насколько эта волна тяжелая, можно будет судить по ее завершению. Однако уже ясно, что при таком количестве заболевших даже минимальная доля тяжелых и крайне тяжелых пациентов будет сопоставима с той, что был при дельта-штамме. По коечному фонду мы имеем определенный профицит, мы его не сворачиваем, кроме того, подготовлен мобилизационный план оказания медпомощи на случай ухудшения обстановки.

Несмотря на серьезные цифры по заболеваемости — на 15 февраля выявлено более 4,4 тыс. новых случаев — статистика по общей смертности имеет тенденцию к снижению относительно такого же периода прошлого года.

Министр отметил, что в прошлом году было в десятки раз больше случаев пневмонии. Сократилась доля пациентов в тяжелом состоянии. На это указывает и снижение объема потребляемого медицинского кислорода почти в два раза.

Особенностью штамма „омикрон“ является его высокий уровень заразности. По научным данным, один заболевший „дельтой“ может заразить 5–7 человек, а „омикроном“ — 100 человек. Также у „омикрона“ заразность может начаться в первые же сутки, даже если нет температуры и насморка, лишь небольшое першение в горле. При штамме „дельта“ заражение было лишь на 5–7‑е дни заболевания.

Фото автора и из архива редакции

Поделиться новостью