Здоровье
Интервью с главным врачом Бийского онкодиспансера
Автор:

Интервью с главным врачом Бийского онкодиспансера

О текущих изменениях в работе онкодиспансера Бийска, открытии новых отделений, профилактике рака и многом другом рассказывает главный врач Наталья Быкова.

— Наталья Алексеевна, хватает ли в онкологическом диспансере медицинского персонала?

— Кадров не хватает всегда, но по сравнению с другими лечебными учреждениями мы выглядим очень неплохо, укомплектованность свыше 70%. На сегодняшний день проблема – это амбулаторный этап. Мы были укомплектованы почти полностью по стационарным отделениям, но с 1 января этого года произошла реструктуризация, и теперь вместо трех отделений работают пять. Открыли два новых отделения лекарственной терапии онкологическим больным. Естественно, персонал перераспределился. Сейчас хирурги занимаются только хирургической помощью, а врачи, которые были специализированы по вопросам химиотерапии, перешли в отделения лекарственной терапии с койками дневного стационара.

Одно отделение обслуживает такие локализации, как рак молочной, щитовидной, предстательной желез.

Второе отделения лекарственной терапии — для больных с более тяжелыми формами онкологических заболеваний: рак кишечника, легкого, печени, поджелудочной железы. В общей структуре пациентов химиотерапия занимает 2/3 больных. Далее у нас есть радиологическое отделение, два хирургических — это отделение рака молочной железы и кожи, абдоминальной хирургии и гинекологии. Сегодня работаем в таком составе, поэтому немного нам не хватает врачей, но у нас есть целевики, обучающиеся в Алтайском государственном медицинском университете, которых мы ждем после окончания.

Хотелось бы привлечь трех-четырех специалистов, чтобы увеличить доступность амбулаторной помощи.

У нас организована служба паллиативной помощи, которая занимается неизлечимыми больными, помогая им улучшить качество жизни, насколько это возможно. Она имеет большую востребованность. Около 500 больных находятся каждый год под наблюдением этой службы. Также работает выездная патронажная бригада, в которой есть грамотный специалист-фельдшер.

Также мы сотрудничаем с паллиативным отделением в Бийской центральной районной больнице поселка Первомайского. Хотелось бы привлечь к работе ещё одного специалиста по радиологии. У нас учится «свой доктор» по программе подготовки средних специалистов во врачи, так что скоро будет свой подготовленный доктор-радиолог. Сегодня достаточно специалистов по УЗИ-диагностике, но не хватает врачей эндоскопической диагностики.

Выручает взаимозаменяемость. Практически каждый врач, за редким исключением, обладает навыками нескольких специальностей, поэтому стационарные врачи помогают в поликлинике, а поликлиника своими манипуляциями помогает в стационаре. Коллектив в этом плане сплочённый.


— Расскажите, пожалуйста, алгоритм действий пациента от диагноза до выздоровления.

— Во-первых, человек должен стремиться не заболеть. Каждый должен всё о себе знать: свои корни, генетику, условия работы, ее вредность, образ жизни – пассивный или активный, время сна и отдыха, вредные привычки, питание, массу тела и рост.

На базе онкологического диспансера открыт кабинет профилактики. Там можно пройти анкетирование, обследование, получить консультацию врача-онколога или фельдшера.

Мы очень трепетно относимся к нашим коллегам, которые работают в смотровых кабинетах лечебно-профилактических учреждений, ведь первичная диагностика рака кожи, шейки матки, молочной, щитовидной желез, лимфатической системы идёт именно через них. Там работают очень грамотные специалисты, которые выявляют онкологические заболевания на ранних стадиях. В некоторых лечебно-профилактических учреждениях уже организованы отделения профилактики, например, в ЦГБ.

После коронавирусной инфекции остается много постковидных синдромов, поэтому проводится спирография. В отделении или кабинете профилактики дадут рекомендации, к какому специалисту надо пойти на прием, если есть изменения в организме. Можно также обратиться в Центр профилактики Бийска.

Кроме того, в обязательном порядке один раз в год нужно посещать смотровой кабинет, особенно женщинам в возрасте старше 18 лет, а если есть какие-то проблемы, то и младше. Мужчинам тоже его нужно посещать, чтобы избежать проблем, которые необходимо вовремя корректировать.


— Как онкологический диспансер работал во время пандемии ковида?

— Как обычно, все три года работали без перерыва. Единственное, просили наших больных отнестись с пониманием, ведь защита была нужна и им, и нам. 2019 год для нас был более спокойным, 2020-й выдался сложным. Естественно, болели сотрудники и пациенты. Но даже когда было совсем трудно и доктора болели, мы не закрывались, а немного сокращали приемы.

До сих пор предпринимаем профилактические меры: все наши пациенты при поступлении обязательно проходят диагностику и тест на коронавирусную инфекцию. Продолжаем носить маски, перчатки, проводим обработку рук и контактных поверхностей, термометрию.


— Какая на сегодняшний день статистика по онкологическим заболеваниям в Бийске?

— Из-за коронавирусной инфекции в 2019 и 2020 годах у нас был спад заболеваемости. Не потому, что стало меньше онкологии, а из-за меньшего количества обращений — люди сидели по домам и боялись выходить. В этом году ситуация изменилась, у нас много пациентов. За шесть месяцев этого года выявили уже 750 больных.

В прошлый год было 1500 выявленных случаев онкологии. В среднем каждый год у нас прибавляется от 1700 до 1900 пациентов. Сейчас на учёте стоит чуть более 12000 человек. Это больные, которые находятся под постоянным наблюдением, часть излечена — с 3-й клинической группой, они всю жизнь находятся под постоянным контролем, часть в стадии лечения. Около 60% — больные с ранними стадиями, они имеют полный шанс вылечиться. Поэтому мы всегда говорим населению: «Не сидите дома, не бойтесь слова «рак»». Часто при разговоре с пациентами выясняется, что они долгое время боялись обращаться к специалисту, даже имея определенный набор симптомов, указывающих на онкозаболевание.

Вот зуб чуть-чуть заболел, вы же бежите к стоматологу, правильно, и тут то же самое. Едва вы стали ощущать периодически накатывающую слабость, началась ничем не мотивированная потеря веса, пошли непонятные выделения, по вечерам внезапно стала повышаться температура, озноб, еще что-то странное с организмом — не ждите, пока пройдет само.

Начинать нужно с врача-терапевта либо фельдшера. Они понимают, что делать дальше, направят к нужному врачу. Не надо бежать сломя голову в онкологический диспансер. Терапевт знает алгоритм диагностики онкозаболеваний. Как только поймёт, что есть необходимость в нашей консультации, то в электронной регистратуре оформит талон к онкологу. К нам напрямую могут попасть только уже состоящие на учете больные, мы их приглашаем сами.


— Какой онкологии больше?

—  Рак кожи, и больных с таким диагнозом больше всего. Но эта онкология лечится легче, если вовремя обратиться. В 99 % случаев вылечивается, 1 % — это запущенные случаи. Главный враг – солнце, и не обязательно обнаружить пятна. Это может быть даже пигментное пятно, которое вдруг стало плохо себя вести: начало расти, чесаться, изменилась окраска, посередине посветлело, а по бокам почернело или, наоборот, стало как уголёк. Если язвочка появилась и не заживает несколько дней или неделю, надо обращаться к врачу.

Всё то, что было обнаружено своевременно, лечим без проблем и практически каждый год около 500 человек с таким диагнозом снимаются с учёта. Излечившись, люди забудут, что когда-то у них была такая онкология. А если говорить о других локализациях, то у мужчин на первом месте рак лёгкого, потому что 80% мужчин — курильщики. Основными канцерогенными веществами является дым от сигарет (эти смолы оседают в лёгких) и выхлопные газы от автомобилей.  В зоне риска все, кто работает на различного вида вредностях – это могут быть смолы, краски и военная промышленность. Это и облучение может быть, если вспомнить работавших на Чернобыльской АЭС. Много запущенного рака лёгких. Его вообще очень трудно диагностировать. Флюорография — это, конечно, в большей степени диагностика туберкулёза. Но каждый год во время флюорографии у нас есть определённый объём выявленных онкологических заболеваний, особенно периферические раки.

На 2-м месте у мужчин рак предстательной железы. Последнее время он себя активно проявляет. Большинство таких опухолей возникает в возрасте старше 60 лет, молодые люди редко страдают этим заболеванием. Влияют простуды, вирусные канцерогены, половые инфекции, с возрастом иммунитет слабеет и появляется такая проблема. Мужчины же у нас рыбаки, охотники, водители … Сама видела много раз зимой, как под машиной на снегу лежит автомобилист и ремонтирует ее, не думая, чем это может закончиться.

Дальше у нас идёт рак желудка у мужчин. Опять же почему? Потому что едят и пьют что попало. Хорошего качества горячительные напитки стоят дорого, а плохого, к сожалению, отражаются на желудке, печени, поджелудочной железе. В любой высокой концентрации алкоголь оставляет ожог на слизистой оболочке пищевода и желудка. Никто просто об этом не думает, кажется хорошо, что там внутри зажгло, но этот ожог потом боком выходит.

У женщин на первом месте рак молочной железы. Нужно беречь себя, не загорать топлес, обращать внимание на травмы груди. Ведь это очень важный орган, предназначенный для того, чтобы выкормить ребёнка. А наши женщины отказываются кормить, чтобы не потерять форму, а потом получают проблемы со здоровьем. Также данная онкология может передаваться наследственно от мамы к дочери, так что нужно быть настороже. Не менее важное значение имеют аборты.

Дальше гормональное кольцо — щитовидная железа, молочная железа, яичники. Если у вас есть проблемы по гинекологии, могут возникнуть и с молочной железой. Если есть проблемы с щитовидной железой, могут возникнуть и по гинекологии, потому что это всё связано. Каждая женщина в возрасте 40 лет и старше в обязательном порядке должна посещать гинеколога, делать маммографию 1 раз в 2 года. С ее помощью находят очень маленькие опухоли, поэтому надо пройти, успокоиться, что всё хорошо.

На втором месте рак кишечника, желудка и гинекология.


— Влияет ли возраст?

— Конечно, влияет. Основной объём раковых заболеваний возникает в 50 лет и старше. В возрасте от 30 до 50 лет есть случаи возникновения рака, но их не так много. Это бывает у женщин — молочная железа, щитовидная железа у более молодых женщин, заболевание крови. У молодых мужчин в меньшей степени случается заболевание крови, рак почки, не так часто — рак лёгкого. Но это редко и зачастую связано с какими-то серьёзными воздействиями на мужчин. Поэтому говорить, что онкологией стали болеть молодые люди, не стоит. Заболевание всегда в небольшом объёме встречалось в этом возрасте — от 30 до 50 лет. Меньше 30 лет — вообще единичные случаи, которые связаны с определёнными, особыми воздействиями. А в основном 50 лет и старше. В этом возрасте организм становится уязвимым. Главное – любить себя и не впадать в панику, нужно искать выход из любой ситуации.


— С усовершенствованием медицинской науки методика лечения онкозаболеваний меняется?

— Конечно. Онкология – одна из самых бурно развивающихся наук. Меняется лечение и в России, и в мире. Даже не один, а несколько раз в год обновляются технологии. Мы работаем по клиническим рекомендациям, которые пересматриваются раз в два года.  Они разработаны самыми авторитетными специалистами в этой области, утверждены профессиональным сообществом онкологов. Изучение онкологии идет постоянно, и мы получаем чуть ли не каждый день массу информации из научной среды. Например, что были проведены клинические исследования и препарат, который был только для одной нозологии, справился отлично и с другими формами заболевания.

Работаю 23 года в онкологическом диспансере, у нас на вооружении был когда-то перечень, состоящий всего из 20 препаратов. Сейчас список лекарств на несколько листов. Причем это современные средства направленного действия, они блокируют раковую клетку и не дают ей развиваться. Мы начали работать с тяжелобольными, которые ранее не имели бы шансов на лечение из-за распространенности процесса.

В течение пяти лет будем получать мощное высокоточное оборудование по государственной программе «Борьба с онкологическими заболеваниями» почти на 800 млн рублей.  До этого обновили лечебно-диагностическое оборудование по проекту модернизации медицинских учреждений в Алтайском крае.

В прошлом году получили высокоточный линейный ускоритель (облучатель). Он позволяет очень точно попасть лучом в раковую опухоль, не задев здоровую ткань. Умный аппарат с цифровым управлением процесса облучения опухоли.

В завершение разговора читателям советую любить себя, прислушиваться к своему организму, вести здоровый и активный образ жизни и к нам приходить за советом или консультацией, а если уж лечиться – то своевременно!

Фото из личного архива героини, автора и предоставлены онкодиспансером

Поделиться новостью