Мужчина. Каждый раз, когда звучит это слово, у женщин, в зависимости от романтизированности, возникает свой образ идеала. В большинстве случаев мужчина в наших мечтах непременно сильный, волевой, надежный, уверенный в себе. Обязательно добытчик: охотник или рыбак. В идеале и то, и другое. Но! Кроме всех перечисленных качеств большинству из нас мечтается, чтобы весь этот, довольно стандартный набор характеристик в рецепте „идеал“ был приправлен толикой лирики, зернами творчества и разумной по остроте непредсказуемостью. Чтобы в мужчине, как и в женщине, была какая‑то загадка. И надо сказать, в состязании на загадочность сильная половина человечества не уступает слабой. Умеет удивлять и восхищать. Бийчане в том — не исключение.
Когда впервые попадаешь в дом Валерия Картечкина, испытываешь восторг. Картины. Их много. Портреты, пейзажи, животные… Тени и полутени точны, краски естественны, детали реалистичны. Но будьте готовы к тому, что на этом сюрпризы Валерия Владимировича не закончатся. Все работы в его доме — вышивка крестиком. И вышиты эти картины не супругой хозяина дома (гостям именно это первым в голову и приходит), а им самим — Валерием Владимировичем Картечкиным.
Искусствоведы уверяют, что через вышивку можно понять мировоззрение и мечты человека, исполнившего ее. Ведь с древних времен каждый узор на вышивке имел свой особый смысл. Выбор тематики и техника исполнения работы также может многое рассказать о мастере. И если для женщин, так уж сложилось исторически, вышивка всегда была чем‑то естественным: заработок для простолюдинок и досуг для светских дам, то вот для мужчин, увлекающихся стежками и крестиками, это, скорее, способ отдыха. Как говорят психологи — релаксация после тяжелого рабочего дня. И чаще всего к такому способу перезагрузки мужчины приходят случайно.
— Стежок, второй… Видишь, получился крестик! — уже в который раз терпеливо объяснял непоседливой внучке дед. — Не спеши, считай. Собьешься, и уплывет рисунок.
Натруженные узловатые руки уверенно держат иглу. Вообще‑то в доме мастерицей признана бабушка, и полотенца, и наволочки, и задергушки на окнах, и подзоры — все ею вышиты. Но и он нет-нет да за пяльцы присаживается ради баловства. А тут решил внучку азам научить, глядишь, по бабушкиным стопам пойдет. Вот и рисунок подобрал с нитками. А добрые нитки для вышивки в большом дефиците, просто так не купишь, выбирал из остатков, тех, что от уже законченных работ жены остались.
— Долго же это, дед! — возмущается девчушка, а сама поглядывает в окно. С улицы доносится гвалт спиртзаводской ребятни, весело им, а тут сиди крестики считай. Скукота, одним словом.
— Ты представь себе, какой картинка получится, когда закончишь. Душа потянется, — настаивает дед. — Это ж мастерство, оно терпения требует.
Вечером, когда сын Валерий пришел за внучкой, в сумку с гостинцами перекочевала и начатая работа: переведенная на канву незамысловатая картинка, только-только обозначенная крестиками из мулине. Воспитательный процесс не терпит перерывов, и уже дома разговоры о рукоделье возобновились. Безуспешно. А так как незавершенность чего-бы то ни было никогда не была чертой характера сотрудника пожарной охраны Валерия Картечкина, он решил доделать работу сам. И… затянуло. Да так, что вот уже больше двадцати лет не отпускает.
— Поначалу схемы искал по знакомым, нитки сам подбирал. Сложным было перенести рисунок на канву, разметить клеточки под крестик. Долгий процесс, внимания и сосредоточенности требует. К тому же „мультяшные“ рисунки, которых тогда было много, мне никогда не нравились. Это когда переходы от цвета к цвету резкие, без оттенков. Так что приходилось ноги побить в поисках подходящих ниток мулине, — вспоминает Валерий Владимирович, глядя на свои первые работы. — При каждой оказии в Барнауле нитки покупал. А уже в начале двухтысячных зашел там в специализированный магазин, ниток навыбирал, а мне продавщицы предложили уже готовый набор. Они то думали, что я для жены покупаю. Удивились, когда узнали, что для себя. Ну тут началось! Весь товар лицом показали. Я тогда сразу несколько наборов купил впрок. В Бийске тогда таких еще не было.
Бийск для Валерия всегда был самым главным городом Земли. Здесь родился, вырос в районе спиртзавода, окончил школу, отсюда ушел в армию. Помотало. Вспоминает, что много городов по России-матушке повидал, послужил в Средней Азии. Повосхищался красотами Москвы и Санкт-Петербурга, но ни разу не задумался о том, чтобы остаться там, хотя и возможности были. Когда вернулся в Бийск, мечталось о службе в милиции. Все складывалось, даже обучение предложили. Очное. На семейном совете с молодой женой решили, что не годится разлучаться даже и по такому важному поводу. Отказался. И потому, когда приятель предложил поступить караульным в пожарную охрану, согласился посмотреть, что к чему. Неожиданно понравилось. Так борьба с огнем стала главным делом жизни.
— Морально было очень тяжело, когда едешь на пожар и знаешь, что в огне люди находятся. Особенно дети… Первая задача их спасти. А потом уже просто — тушишь огонь, — рассказывает Валерий Владимирович.
Вытащить подробности службы из подполковника в отставке оказалось сложно. Вроде как не полагается настоящему мужчине о трудностях рассказывать: ну служил, ну спасал… Тридцать лет жизни посвящено самой что ни на есть настоящей мужской службе. Тесно переплелись на канве судьбы нити службы и нити творчества. Сил на то, чтобы сесть за пяльцы после караула, уже не оставалось. В любой момент среди ночи мог раздаться звонок — вызов по тревоге и надо быть в форме. Любимому увлечению посвящал только выходные. Поначалу о своем увлечении сослуживцам не рассказывал, стеснялся. Но Бийск тайн за пазухой не терпит, и все тайное в нашем небольшом городке становится явным. Поначалу подтрунивали мужики, а когда увидели работы своими глазами, зауважали. И самым дорогим подарком для них с тех пор стала вышитая руками друга картина.
Сегодня на счету Валерия около восьмидесяти работ. Самая большая картина — репродукция полотна Шишкина „Утро в сосновом лесу“. Вышивал ее два года! Говорит, что за день — с утра до вечера — реально вышить фрагмент размером со спичечный коробок. Так что рассчитать время, которое потребует картина, вполне можно, исходя из ее размеров. Резвящиеся под первыми лучами солнца мишки разместились на полотне размером шестьдесят пять на восемьдесят сантиметров. Темы для работ подсказывает настроение.
— Я не могу сказать, какую из своих работ люблю больше остальных. Так или иначе, в каждую вложено что‑то из души. Нравится вышивать животных, портреты, природу… — смеется, — да все нравится! Отношение к работе зависит еще и от ее смысла, замысла, с которым ее вышиваешь.
Такой знаковой работой для мастера стала картина „Тигры“. Тигриную пару Валерий выбрал к семейному юбилею. По гороскопу он и его супруга — тигры. Вот и решил таким образом выразить свои чувства к женщине, с которой прожил уже не один десяток лет и вырастил дочь и сына. Кстати, дочь вышивать научилась, но увлечением это для нее так и не стало. Жена в какой‑то период подключилась к творческому процессу, но тоже на время. Правда, супруга поддерживает во всех его начинаниях. Не пилит, да и за что пилить, когда он и по дому все успевает, и на даче (когда она еще была необходима), и на рыбалку, и в горы семью вывезти за глотком свежего воздуха.
— Горы наши я очень люблю. Вот где душой по‑настоящему отдыхаешь. Разве можно было от этого всего уехать? Да я бы сам себя потерял, если бы не вернулся в Бийск. Насмотришься горной и речной красоты, потом и самому что‑то стоящее сделать своими руками хочется, — Валерий показывает картину „Охота“, которая занимает почетное место в его домашней галерее.
Зимняя ночь. Мороз раскидал кружева на деревья. На таежной поляне волки окружили лося. Напряженные мускулы охотников, светящиеся в ночи клыки. И жертва. Страх в глазах, но не безысходность. Главное оружие, рога, уже пущено в ход, и неизвестно, чем закончится стычка. Додумать надо. Финал этой встречи каждый, кто видит эту картину, придумывает сам.
Острая работа получилась. Потому и приглянулась одному из посетителей выставки творчества бийчан, которая проходила в начале двухтысячных в выставочном зале. Принять в ней участие Валерию Картечкину предложили бийские рукодельницы. Отобрано было пять работ, среди них „Охота“. Много комплиментов было сказано в адрес мастера, но самой высокой оценкой стало предложение приобрести „Охоту“ в частную коллекцию и вывезти в другой город. Цена была не малая — двадцать пять тысяч! Валерий отказал. Сказал, что вышивает для души, а не для денег. Так и есть. За все время он не продал ни одной своей работы, иногда дарит самым близким друзьям. Когда активно работал клуб сахарного завода, по просьбам активистов предоставлял картины для временных выставок.
Восемь лет назад подполковник Валерий Картечкин по выслуге лет оставил пожарную службу и вышел на пенсию. Казалось бы, отдыхай, занимайся любимой вышивкой. Но оказалось этого мало. Свои знания и опыт он теперь передает детям. Работает в бийской средней школе № 18 заместителем директора по безопасности и преподает основы безопасности жизнедеятельности. О том, что строгий руководитель и требовательный педагог увлекается вышивкой крестиком, и коллеги, и ученики знают. Глядишь, со временем и появятся среди его учеников последователи в вышивке. Интересуются, вопросы задают, что да как… Сам же Валерий Владимирович поделиться своими секретами всегда рад. Теперь, когда еще одна его работа близится к завершению, он составляет планы на лето: в какой горный уголок поедет с семьей отдыхать. Наводит ревизию в рыболовных снастях. Обязательно советуется с близкими. А они всегда рядом: и дочь, и сын тоже живут в Бийске. Вот только о своих творческих планах Валерий не говорит никому. Не потому что скрытный, а потому что их у него нет. Вот ляжет на канву „Русалочки“ последний крестик, постирает он полотно, отгладит, оденет в багет. И только тогда начнет думать о том, какой будет его следующая картина. Настроение обязательно подскажет, а любовь близких и понимание друзей придаст уверенности и терпения. И все начнется сначала: стежок, второй — крестик…
Фото Владимира Бедарева и Елены Коржевой
Публикуется с сокращениями. Полная версия в газете "Деловой Бийск" №8 от 23.02.2022