Земляки
Владимир Панкратов, собиратель птиц
Автор:

Владимир Панкратов, собиратель птиц

Он выходит из дома еще до рассвета.

Маршрут для велосипеда готов: впереди десятки километров и сотни встреч с самыми разными птицами. Каждый раз есть шанс найти что‑то удивительное!

И не только увидеть, но и запечатлеть на фотоаппарат. Отснятыми кадрами бийчанин Владимир Панкратов делится в Интернете. Его увлечение для Бийска редкое и уникальное: бердвотчинг — наблюдение за птицами, любительская орнитология.


С чего началась коллекция

— Владимир, расскажите, как вы увлеклись бердвот-чингом?

— Наблюдение за птицами стало для меня основным хобби лет 5–6 назад. Туризмом занимаюсь много лет, с тех пор как после окончания НГУ приехал по распределению на Алтай. Тут прекрасные возможности для туризма и место замечательное. В походах фотоаппарат всегда с собой, увидишь птичку или козла какого‑нибудь — сфотографируешь. В какой‑то момент подумал: а сколько птиц я уже снял? Что если мне их начать коллекционировать? Примерно в это время Алексей Эбель (алтайский орнитолог. — Прим. ред.) организовал сайт „Птицы Сибири“, отличный ресурс. И я увлекся конкретно бердвотчингом. То есть пять лет назад совпали многие мои интересы. Во-первых, природа, прогулки, передвижение — это новые места, это новые виды птиц. Во-вторых, фотография. Плюс приложилось общение в Интернете: не знаешь, что это за птичка такая, тебе подсказывают. Меня все это увлекло. Еще до этого понравилась фраза от знакомой женщины в Интернете, она выкладывала фотографии птиц, восхищалась и мне написала: „Есть такое движение — бердвотчинг. Это интереснее, чем собирать грибы“. Мне так понравилась ее фраза. Думаю: „Ну, в этом что‑то есть!“ Похоже на рыбалку, похоже на собирание грибов. Азартное увлечение. Так и получилось! С радостью им занимаюсь.


— Сколько сейчас видов птиц в вашей коллекции?

— Около 240 видов. Это не только Алтай, бываю в других сибирских регионах. На сайте „Птицы Сибири“ проводятся соревнования: в течение каждого года подсчитывается количество видов, снятых именно в этом году. Вот в 2020‑м у меня, по‑моему, 152 вида. У лидеров там 200 с лишним. По-хорошему, чтобы большое количество видов было, этим надо серьезно заниматься. Поездки, разные места, свой автомобиль. Свободное время, деньги. Например, на западе Алтайского края куча озер, в том числе соленых, где очень много водоплавающих птиц. Выбраться туда пока не удается. В прошлом году выехал летом — и сразу много новых птиц снял. Множество разных видов птиц можно наблюдать в Горном Алтае. В этом году пандемия мешает, Горный Алтай долго был закрыт, Кош-Агачский район — еще дольше, а это самые лакомые места птичьи.

В основном‑то для пополнения коллекции нужны новые поездки, новые места. Даже Новосибирск, промышленный город, казалось бы, а там можно много новых птиц найти. В прошлом году я с товарищем одним списался, мы с ним прогулялись — он мне показал места, я нашел там десяток новых для себя птиц.


Черный аист, золотистая щурка…

— А если говорить о нашем городе? Выкладывая фотографии, вы часто указываете локацию „Бийск“. Это в черте города? Или где‑то в окрестностях? Как проходят ваши фотопрогулки?

— Я живу в Бийске, поэтому мне более удобно тут в окрестностях птиц искать. У меня любимое средство передвижения — велосипед. Рано утром встаю, сажусь на него, скажем, в четыре утра. В пять часов солнце встает. Утром — самое птичье время. Они активные, кормятся, песни поют.

Белая лазоревка. Март 2019


Прорисовываю маршрут заранее, потому что я еду по тропинкам, не по дорогам, переношу трек в телефон. Для меня километров шестьдесят-семьдесят — круг нормальный, для здоровья. Я в возрасте уже, мне шестьдесят лет. Иногда сто километров бывает. У меня товарищ в Белокурихе живет на пасеке. Недавно я ему звоню, спрашиваю: „Я к тебе переночевать приеду, можно?“ Он говорит: „Конечно!“ Вот я сел на велосипед из Бийска, проехал туда, сто километров намотал с лишком. Потом я у него переночевал, встал утречком, поехал вокруг города, в Белокуриху вернулся со стороны „Белокурихи-2“. Кружок сделал, сто километров с лишним получилось. Потом вернулся в Бийск другим путем, тоже сто километров с лишним. То есть за три дня я больше трехсот километров проехал. Сильно устал, но зато масса впечатлений, замечательный поход получился.

В самом Бийске, конечно, не очень‑то интересно, а вот в окрестностях — да. Переезжаешь через понтонный мост — и вот ты уже вне города абсолютно. Там и старицы какие‑то есть, можно увидеть разных водоплавающих птиц.

Другой район — в сторону Сорокино, промзона, там тоже интересные места оказались, я даже не ожидал. Например, у ТЭЦ есть большая территория, там отстойники, озера, в этом месте несколько раз встречал на пролете черного аиста. Птица очень редкая, скрытная. Там они не живут, гнездятся где‑то в соседнем районе, но тем не менее встречи стали регулярными, вижу каждый год.

Еще из интересных открытий — золотистая щурка, раньше я даже не подозревал, что они у нас есть. Сейчас нашел три или четыре места на реке Чемровке, они гнездятся в норах, где есть большие обрывы. Вообще удивительно, сколько новых видов птиц я для себя открыл. Фотографируешь крупным планом, увеличиваешь, выкладываешь, люди говорят: „Ой, а мы не знали, что такие красивые птички у нас есть“. На самом деле, золотистые щурки довольно яркие, пестрые. Хотя эта птица небольшая, размером с воробья. Метров с десяти они все кажутся темными, серыми. А когда крупней разглядишь…

В. П. :„Золотистая щурка. Для наших мест птица просто экзотическая“. Май 2020


— А вы не считаете, сколько у вас снято видов отдельно по Бийску?

— Тут сразу встает вопрос — а что такое Бийск? Где его граница? Бийск — это одно, окрестности — это другое. Если Бийский район взять, та же золотистая щурка в Бийском районе есть, а в самом Бийске нигде нет. Так что точно не скажу. Думаю, если взять Бийск и его окрестности, здесь больше ста видов птиц. Всего у нас в Алтайском крае где‑то 400–500 видов. Вроде и много, а вообще в мире порядка 10 000 видов птиц. И в основном они живут в теплых странах. В Южной Америке, в Азии.

— Сто видов! Большинство людей в городе обычно видят, наверное, максимум десяток.

— Ну, обычно да. Я, например, когда выхожу на эти прогулки, записываю количество встреченных птиц. Пятерка есть автоматом. Можно даже не считать. Синица, воробей, ворона, сорока, голубь. Вот эти пять птиц всегда можно выйти на улицу и встретить. Летом еще коршун добавляется. А остальные уже — как попадется. Летом штук сорок видов попадается. Зимой не так много, около пятнадцати. Этой зимой птиц было больше обычного. Во многих городах в Сибири щуры объявились, клесты. Предполагают, что это, скорее всего, из‑за пожаров в тайге в прошлом году. Птицы двинулись на запад, в наши места. Вот в Бийске я тоже этих щуров, клестов наблюдал. Причем клесты белокрылые, это редкость вообще такая, у бердвотчеров в том же Новосибирске был переполох: один сфотографировал, и все тоже побежали искать.

Удод. Горный Алтай. Ноябрь 2016


Встреча со снежным барсом

— Помимо птиц на природе вы фотографируете и разных животных. Я знаю, что в 2014 году вам повезло встретить снежного барса.

— Да, это был, в общем‑то, уникальный случай. Мне встретился барс. Живой. Удалось его увидеть и даже сфотографировать. На всю жизнь такая память, очень повезло. Это было в Горном Алтае, где граница с Монголией, высота за 3000 метров. Я шел один, спускался к горному озеру, сел отдохнуть. И тут внизу шевелится кто‑то, движется. Присмотрелся: „Елки-палки! Так это ж барс!“ Не знаю, даже сердце затрепетало. Такой длинный полосатый хвост красивый. Метрах в ста пятидесяти, наверное, от меня. К озеру вышел, осмотрелся, водички попил. И лег там подремать. Минут пятнадцать я смотрел. Думаю: ну не буду же я тут вечно сидеть! Надо что‑то делать. Сейчас пойду, он меня заметит. Все‑таки дикий зверь: может, нападет, а может, наоборот, испугается. Уверен был, что барс, скорее всего, удалится. Встал, рукой махнул, крикнул что‑то. Он медленно встал, рассмотрел меня внимательно, развернулся и спокойно пошел в сторону гор, в камни. Так гордо, величаво. Ну, конечно, только раз в жизни бывает такая встреча. Повезло сильно!

— И на тот момент ваша фотография оказалась первым снимком барса, сделанным в Горном Алтае…

— Было обсуждение: впервые это или не впервые? Пришли к тому, что да, не нашлось другой фотографии, сделанной в Горном Алтае человеком, были только технические кадры с фотоловушек. Пару фотографий более ранних тогда выложили: одна оказалась в Монголии снята, другая — в Хакасии.

В. П. : „Серый журавль. Вернее, журавленок. Встретил около р. Талицы. Маму потерял, наверное...“ Август 2017


— А вы в принципе не боитесь диких зверей во время прогулок?

— Ну нет. Диких зверей я не боюсь, потому что дикие звери боятся нас. Подняли потом тему, насколько опасна встреча с барсом. В Интернете нашли пару случаев всего, когда он на человека нападал. Один раз барс был больной, ненормальный. А второй раз — старый и голодный. Он умирал, не мог ни козу, ни кого‑то там еще поймать. И на человека бросился. Человек его скрутил, связал и принес в деревню, старого и больного. Не зарегистрированы случаи, чтобы здоровый барс нападал на человека — этого не знаю. Медведь может напасть, если есть медвежата, случаи известны. Здесь, в окрестностях Бийска, Белокурихи, вряд ли встретишь опасного зверя.

Хотя у меня случай был в Горном Алтае. Я решил один сходить за перевал и обратно. Встал в четыре утра, было совсем темно. И вот вышел ночью и подумал: тут волки есть точно. Они ведь охотятся ночью и стаями. Мне стало страшно — прямо вот такое ощущение, не по себе. Я немножко задержался в лагере до рассвета. Чуть-чуть светлее стало — и пошел тогда только. Уже не так страшно. И второй момент: там стадо сарлыков было. Мы их насчитали около тысячи. И я должен был сквозь это стадо пройти. Внутри стада по краям сторожа, от волков, от всех. Я гляжу — уже рассвет, они стоят, смотрят на меня исподлобья. Думаю, набросятся на меня копытами и рогами, начнут топтать. Но прошел сквозь строй этот.

— Они дикие были?

— Домашние. Можно сказать, полудикие. Они там пасутся одни, а раз в неделю приезжает хозяин, привозит им соли, пересчитывает их. И уезжает. На Алтае часто скот самостоятельно пасется, особенно кони, бегают табунами. Осенью часть забивают, часть оставляют на воспроизведение.

Ходулочник. Июнь 2019. Гуселетово


Сообщество бердвотчеров

— А у Вас в Бийске есть единомышленники?

— Практически нет. Есть орнитологи, 2–3 человека, я с ними не знаком. Людей, которые бы птиц фотографировали, выкладывали, в Бийске не знаю. Пытался привлечь своего товарища, он немного увлекся, но потом бросил. Есть серьезные сообщества в других городах, например, в Новосибирске. И я немножко завидую им, потому что у них там сложилась компания 6–10 бердвотчеров. Они объединяются — в машину сели, поехали по своим местам. Плюс у них постоянный обмен информацией. Когда кто‑нибудь новую птичку увидит, бердвотчеры все его спрашивают, где снято, когда снято — и уже спешат туда искать. Например, водяной пастушок. Я его не видел и не слышал о нем никогда в Бийске. А там один товарищ увидел, где эта птица живет, опубликовал. После этого все ломанулись в эту точку, и уже человек пять фотографии выложили. Все очень довольны, все очень рады. А у нас в Бийске такого нет. Только отдельные любители.

Есть женщина-бердвотчер в Солонешенском районе, Надежда Орлова. Разных птиц встречает, иногда очень интересные наблюдения выкладывает. Например, она белую сову раза два фотографировала — полярная сова, очень редкая, у меня мечта ее найти. Я по ее следам из Бийска зимой, на автобусе ездил, искал эту сову. Не нашел. Вообще в тех местах встречаются интересные птицы — например, я ездил, снял кулика-сороку. Очень красивая птица, под Бийском найти пытался, пока не смог. В Белокурихе почти каждую поездку встречаю рябчиков, под Бийском ни разу их не видел — или перебили, или не было. А там встречаются.

В. П. : „Малый зуек. Пожалуй, совсем малый. Дня два от роду“. Июнь 2020


— Если кто‑то прочитает эту статью и тоже захочет заняться бердвотчингом, с чего посоветуете начать?

— Ну, собственно, оно все прикладывается постепенно. Я бы посоветовал на сайте „Птицы Сибири“ зарегистрироваться, зайти, начать выкладывать наблюдения, дальше оно само пойдет — общение, новая информация. Снимать лучше на фотоаппарат, не на телефон. Если бердвотчинг серьезно зацепит, фототехника постепенно появится. Хобби — оно может быть многолетним, долгим. Потихонечку идет развитие. Я вот вижу, в Новосибирске у ребят новая техника появляется, приобретают специальные объективы. Качество снимков сразу улучшается, возможностей становится больше.

— А какая у вас сейчас техника — фотоаппарат, объективы?

— У меня фотоаппарат Canon 550D. Хороший такой фотоаппарат, профессиональный, нормальный. Объектив сначала был обычный, широкоугольный. Пейзажи снимать в походах удобно, но, например, козла или зайца — уже не подойдет. Я приобрел второй объектив, длиннофокусный, но менять их тоже было не очень удобно. После этого подобрал универсальный объектив, относительно недорогой и с большим диапазоном. Прямо замечательно. Но когда я по птичкам‑то щелкаю, постоянно кручу его туда-сюда, туда-сюда… Он за три года у меня рассыпался, не выдержал нагрузки. Сейчас я приобрел объектив Canon, именно длиннофокусный, и вот птиц им снимать можно. Недостаток тот, что широкий фокус не сделаешь уже — панораму, снимок природы. Поэтому для разных случаев разные объективы использую. А для птиц длиннофокусный, 400 мм. Хотя этого расстояния тоже мало. Лучше 500 или 600 мм, а это уже цена пошла за 100 000 рублей. В геометрической прогрессии: цена хорошего объектива — миллион рублей. Я помню, когда барса фотографировал, кто‑то написал, что вот был бы у меня 600 мм объектив, кадры были бы другие…

В. П. : „Услышал птичий галдеж и увидел, что вороны и сороки кружат над березой. Оказалось, практически на вершину залезла куница, видимо, проверить птичьи гнезда, ну и в результате образовалась такая вот катавасия“. г. Бийск, июнь 2020


Вообще, не считаю себя профессиональным фотографом. Любитель, полностью любитель. Поэтому, когда хвалят меня, мне неудобно, потому что есть гораздо лучше фотографы живой природы. А у меня так, грубо говоря, от большого количества снятого хорошие кадры попадаются. Когда свет хороший, когда все сошлось. Оп! Хороший кадр. И многие говорят: „Ох, какая фотография замечательная!“ А я думаю: „Просто так получилось!“


Фото Владимира Панкратова

Поделиться новостью