На то, чтобы сделать одну модель, у мастера-судомоделиста уходят годы кропотливого труда, поиска, экспериментов. Но когда мечта получает свое воплощение и рождается корабль, становится ясно, что это того стоило: такие модели официально признаются произведениями искусства.
Для бийчанина Валерия Шишкина судомоделизм стал делом всей жизни, им он занимается почти 50 лет! Уровень мастера регулярно подтверждают высокие награды российского, европейского, мирового уровня. В сентябре 2021 года Валерий Викторович стал золотым лауреатом всероссийских соревнований по судомодельному спорту „Кубок Севастополя“.
Легендарная „Черная дыра“
Модель, с которой выступал Валерий Шишкин, представляет собой копию российской подводной лодки „Варшавянка“ в масштабе 1:75. Таких субмарин было построено немало (для стран Варшавского договора, отсюда и название), однако подобную копию никто из судомоделистов еще не делал.
Если посмотреть на модель „Варшавянки“ вблизи, можно увидеть на ее гладкой черной поверхности более светлую сетку, имитирующую расшивку настоящей лодки: она покрыта листами резины, плотно подогнанными друг к другу и ко всем выступающим частям корабля. Именно это покрытие дает субмарине уникальную способность — оставаться скрытной для гидроакустических приборов.
— Никто, ни в стране, ни за рубежом, такую расшивку на моделях не делает, — говорит Валерий Шишкин. — А ведь именно из‑за этого американцы назвали лодку нашу лодку „Черная дыра“, так она у них проходит по классификации НАТО. Как только „Варшавянка“ скрывается под водой, гидроакустики ее не слышат, настолько она бесшумная. Даже наши! Все механизмы находятся на резиновых подушках, амортизаторах, звуки работы сливаются с шумом моря. Думаю, другие страны не скоро смогут добиться таких же технических показателей.
Судьи соревнований не нашли отличий модели от прототипа, признав, что перед ними идеальная копия настоящего судна. Учитывается не только внешний вид лодки, но и ее ходовые характеристики. Валерий Викторович поделился, что самое сложное — даже не изготовить лодку, а научить ее нырять. Летом тренировки проходят на небольшом озере за Малоенисейским, оно достаточно удалено от трассы, поэтому там малолюдно. В холодное время года — в бассейне „Заря“. К слову, сами соревнования, как правило, проводятся на открытых водоемах.
Радиоуправляемая модель погружается в воду по тому же принципу, что и настоящая субмарина — наполняется водой, а поднимается за счет вытеснения воды воздухом, помогают этому горизонтальные рули глубины. Аккумулятор, аппаратура, блок управления находятся в герметичном отсеке. Для того чтобы модель выполняла все команды, могла маневрировать, погружаться и всплывать, делать все четко и при этом передавать характер движения своего прототипа, мастеру приходится изрядно поломать голову еще на этапе проектирования, ведь готовых решений здесь просто не существует!
Так, в качестве одного из двигателей для модели „Варшавянки“ использован 12‑вольтный омыватель лобового стекла автомобиля BMW. Через редуктор вращение передается на винт, который заслуживает отдельного рассказа. Это точная копия 7‑лопастного винта — для того, чтобы выполнить эту деталь, понадобилось сначала напечатать винт из пластика на 3D-принтере, затем доработать, снять формовки из силикона, после чего — сделать восковки. Их мастер отправил во Владивосток, где его друг отлил уже готовую деталь.
— На соревнованиях каждой модели нужно пройти строго определенный маршрут, дистанция представляет собой треугольник со сторонами 30 метров, по периметру которого располагается 6 ворот шириной 1 метр, — рассказывает Валерий Шишкин. — Пройдя эти ворота (каждые по 2 раза) в определенном порядке за 7 минут, лодка финиширует кормой — заходит в док и должна пришвартоваться, не касаясь стенок. Для моделей подводных лодок есть еще требование нырнуть 4 раза не менее чем на 5 секунд, чтобы ни одна выступающая часть не всплыла раньше. Но есть и преимущество — только подлодка на соревнованиях может включать задний ход. Каждое касание на маршруте отнимает баллы, борьба идет очень серьезная…
Дело сложное… И затратное!
Тысячи деталей — каждая из них изготовлена вручную! Прежде чем начать работу, судомоделисты собирают максимум информации о судне, которое планируют сделать, без этого нет смысла даже начинать. Переделки отнимают уйму времени, если исправить ошибку вообще возможно. Поэтому прежде всего идет сбор чертежей, фотографий, схем — всего, что можно найти.
Любая модель начинается с изготовления деревянной основы. На нее наносится разделительный слой (пример — жидкое мыло), чтобы не прилипала эпоксидная смола. Далее наклеивается стеклоткань, пропитанная эпоксидной смолой, так образуется „скорлупа“ корпуса. Для „Варшавянки“ использовано 4 слоя стеклоткани. После высыхания корпус шкурится, шпаклюется, грунтуется, красится. Процесс для здоровья неполезный — когда в воздухе висит стеклянная пыль, она неизбежно попадает в легкие, невзирая на защиту. Вымыть ее уже невозможно.
Ответственный момент — распилить корпус на части так, чтобы на готовой модели они идеально были подогнаны друг к другу. На моделях Валерия Шишкина найти место соединения порой не могут даже специалисты. Оснащение судна всеми необходимыми деталями (в точном соответствии с прототипом) — работа поистине ювелирная. Точность здесь нужна до десятых долей миллиметра. И все вручную! Выточить, вырезать, припаять, покрасить, приклеить… Часто судомоделисты используют для своей работы медицинские инструменты. Какие‑то детали можно распечатать на 3D-принтере. Постоянно идет поиск новых технологий, идей, материалов: что еще можно приспособить для своих целей? Что подглядеть в других сферах?
Как признается Валерий Викторович, бывая в мастерских своих коллег из других городов (такая возможность иногда выпадает на соревнованиях), он порой поражается: сколько станков, самых разных высокоточных инструментов. Сам же он многие операции делает фактически „на коленке“. Аппараты, которые могли бы облегчить этот труд, стоят десятки, сотни тысяч рублей — денег на них у пенсионера просто нет. Увлечение затратное и само по себе, чего стоят одни только расходные материалы — клей, силиконовая смазка, краска.
— В 2016 году губернатор Александр Карлин подарил мне токарный станок — ну как подарил, скажем так, я у него его выпросил! — делится Валерий Викторович. — Нас с Сергеем Каменским вызвали в Барнаул — сказали, будут вручать планшеты. Ну, думаю, поеду — хоть что‑то! Оказалось — и не планшеты, а планшетки. Пошел к губернатору и говорю: „Вот у меня лучшая модель мира, я ее сделал практически на коленке. У меня никакого оборудования, есть только сверлильный станочек на базе микроскопа. Мне надо настольный токарный станок“. В том году я как раз привез 5 медалей, все три цвета России, серебро Европы и золото мира. Он удивился, что об этом не знал, спрашивает, какова цена вопроса. Говорю, порядка 70 тысяч. Получил обещание, что все будет. И только через год, после повторного обращения к губернатору, мне на День города вручили документы от станка — купили, правда, не ту марку, что я просил, нашли дешевле на 17 тысяч, нет некоторых нужных функций. Но и на том спасибо, дареному коню в зубы не смотрят.
Поездки на соревнования судомоделистам оплачиваются из бюджета („выбить“ саму поездку — отдельная боль), но только билеты. Багаж — нет. Этот момент сложно объяснить логически, ведь без модели полететь на соревнования спортсмен не может… Приходится искать эти средства самостоятельно. Так, в последней поездке сотрудники аэропорта предложили Валерию Викторовичу заплатить за провоз лодки сумму выше, чем стоимость самого билета. И сдать ее в багаж! Много нервов пришлось потратить, чтобы доказать: модель может лететь только в салоне самолета.
Порой приходится обращаться за поддержкой спонсоров. Несколько лет назад Валерию Шишкину помогал Бийский комбинат хлебопродуктов, где он в то время работал электриком, — директор выделил 30 тысяч, чтобы спортсмен мог поехать на чемпионат мира. Такой же суммой помогли в приемной Александра Прокопьева. В 2013 году Валерию Викторовичу нужно было приобрести аппаратуру управления — она отказала прямо на соревнованиях, там ему помог друг, дав свой аппарат, и бийчанин стал чемпионом страны — что, выступая на незнакомой аппаратуре, сделать было практически невозможно. Свою технику нужно было приобрести как можно скорее, ведь ее отсутствие ставило под вопрос участие в сборной страны. Пришлось искать деньги на предприятиях города, и что удивило: крупные директора отказывали, помощь была от владельцев небольшого бизнеса, причем от души и непублично.
Сравнивая отношение чиновников к судомоделистам в разных регионах, Валерий Викторович отмечает: увы, оно не в пользу Алтайского края. Сложно игнорировать то, что судомоделисты такого уровня практически всегда получают ордена „За заслуги перед Отечеством“ за вклад в копилку страны, становятся почетными гражданами своих городов. А что в Алтайском крае? 19 медалей высшей пробы за 5 лет — и за это стопка благодарственных грамот, силы действия которых оказалось недостаточно даже для оформления звания „Ветеран труда“! Получить его Валерий Викторович не может и как почетный донор: если в других регионах почетный донор автоматически становится ветераном труда, в Алтайском крае такой практики нет.
Самые главные работы
Его путь в судомодельный спорт начался с того, что 14‑летним подростком он зашел на краевую станцию юных техников во Владивостоке, где тогда жила семья мальчика. Ему — хоккеисту — нужна была стеклоткань. Прошел по клубам, один из руководителей предложил попробовать свои силы и выпилить фигурку из фанеры. „Это несерьезно, — ответил Валера. — Я вижу, у вас станки стоят, вы мне дайте лучше что‑нибудь выточить!“. Дали, сделал — и результат всех удивил своей точностью. Кто же знал, что папа-моряк научил сына делать руками очень многое — и в том числе работать на токарном станке.
— Мне сразу — будешь делать такой корабль? Я говорю, буду! — рассказывает Валерий Шишкин. — Стал ходить, активно работать, больше половины сделал, и тут руководитель позвал меня в спортивный клуб, команду, которая защищала Приморский край — дальше я занимался уже там, под руководством Владислава Анатольевича Субботина. Работал над моделью в течение 8 месяцев — и хотя сделал ее не до конца, принял участие в составе команды края в соревнованиях уровня РСФСР в Туле в 1974 году, где занял шестое место — в то время первые шесть мест считались призовыми. Выступил лучше всех в команде, несмотря на то что на соревнования меня взяли только для того, чтобы не было „ноля“ — если какой‑то модели команда не представила (должен быть полный набор: подлодка, военный корабль, гражданское судно, яхты…), она получит „ноль“ и вопрос призовых мест уже стоять не будет.
Работа над той самой, первой моделью была отмечена трагическим событием: само судно весной 1974 года утонуло — погиб весь экипаж, 45 человек. Причиной крушения сухогруза „Тикси“ стало смещение груза. Мастеру предложили переименовать модель — у судна был собрат „Уссурийск“, но Валерий Шишкин оставил название „Тикси“ в память о красивом теплоходе и погибших моряках.
На следующий год — уже третье место на чемпионате РСФСР в Уфе, золотая медаль полуфинала спартакиады СССР в Красноярске, далее серебро чемпионата СССР, признание „Тикси“ лучшей моделью Советского Союза, три диплома за подписью первого трижды Героя СССР Александра Ивановича Покрышкина — что сейчас считается раритетом! И дальше, дальше…
В 1977–1980 годы Валерий Шишкин служил на Тихоокеанском флоте — имел множество специальностей, помогающих в работе кораблей (всего за годы работы он получил около 15 профессий). Мастер на все руки: электрик, токарь, слесарь и даже водолаз! Огромной проблемой для кораблей, которые идут на боевую службу, становились китайские переметы для ловли макрели: сети наматываются на лопасти, винты останавливаются, греются — все это нужно было срочно срезать.
— Тут же по рации вызывают, мы с боцманом с нашего корабля подходим к тому, кто встал, я с аквалангом вниз, работаю, а весь экипаж стоит и смотрит, чтобы акулы не подошли, — рассказывает Валерий Викторович. — Постучат по борту — слышимость идеальная. Я тут же вынырну, посижу, уйдут акулы — дальше срезаю, и вот эскадра пошла. Комбриг меня очень уважал, поэтому на просьбу перевести меня на месяц-два на пришедший служить в Тихоокеанский флот корабль „Тагил“ ответил согласием. „Понравился? Модель хочешь построить? — Так точно!“. Отправили на „Тагил“ — никто не против был, что все части корабля отфотографировал, максимально тщательно. Без этого модель-копию не построить.
И модель „Тагила“, на создание которой у мастера ушло 6 лет, действительно стала особенной. Не раз она брала высокие места на престижных соревнованиях, стала лучшей моделью Европы и мира.
Сегодня автор готов расстаться с „Тагилом“ — в идеале хотелось бы видеть его в одном из крупных российских музеев. Валерий Викторович обращался в музей Владивостока, где уже размещена его модель сухогруза „Тикси“, в музей Черноморского флота (таких кораблей было построено всего два, старший — „Маныч“ — служил как раз на Черноморском флоте), однако музеи принимают экспонаты только в дар. Вот если бы нашелся меценат, который сможет выкупить модель у мастера и передать в музей! Пока это мечты. Стоимость „Тагила“ составляет 2,5 млн рублей, но мастер готов продать его за 1,2 млн с условием передачи в музей.
— Ни в одном музее мира нет этого проекта, да и быть не может, — говорит Валерий Шишкин. — Документации нет, и достать ее невозможно, все засекречено. Когда все судьи и коллеги-моделисты рассматривали модель, они были просто в шоке — откуда?! А вот смог достать!
Фото автора и из личного архива Валерия Шишкина