Земляки
«Мы можем всё, если захотим»
Автор:

«Мы можем всё, если захотим»

Добрые и красивые проекты бийчанки Виктории Моргоевой — социальные, творческие — знакомы многим горожанам.

Она организует благотворительные мероприятия, такие как акция „ДоброБийск“, вдохновляет людей на творчество в своей арт-студии „Рисуют все“. Виктория всегда открыта новому и убеждена: самое главное — доверять себе, своему выбору. Так же, с уважением и доверием, относится к детям — их у нее четверо. „Деловой Бийск“ пообщался с активной бийчанкой.


Экология — интерес на всю жизнь

Виктория живет в Бийске всего несколько лет, но сделала для него уже больше, чем многие коренные жители. Почему? А просто нет ограничивающего убеждения „Да что я могу, я маленький человек“.

Уже в 13 лет девушка и ее подруга пришли в городскую ТВ-компанию Владивостока (в этом городе Вика родилась и провела первые 25 лет жизни), сказав, что они хотели бы работать на телевидении. Подросткам дали такую возможность. Более того, темы они могли выбирать сами — и девушки провели журналистское расследование на тему экологии. Местное предприятие сбрасывало отходы в море без должной химической очистки, это удалось доказать — были собраны все справки, документы. После выхода сюжета директор компании, которая загрязняла воду, не мог поверить, что расследование делали 13‑летние девочки. Он пригрозил ТВ-компании судом („У меня есть очистные сооружения!“), и те, несмотря на собранную доказательную базу и протест авторов сюжета (да, очистные сооружения есть, но механические, а должны быть химические), прогнулись и извинились в эфире. А через месяц девушек пригласили на открытие новых очистных сооружений — уже химических, какими они и должны быть.

— Когда мне говорят, что один в поле не воин, что мы маленькие люди, которые ничего не могут, я отвечаю: „Мы можем все, если только захотим“, — считает Виктория. — Может ребенок заставить директора завода построить очистные сооружения, если его эта тема цепляет, если это важно.

Тема экологии трогала ее всегда. Принципы бережного отношения к природе передаются и собственным детям — например, не бросать мусор. Выезжая на природу, семья оставляет место отдыха более чистым, чем оно было до них.

В Новокузнецке Виктория работала в международной металлургической компании, — правда, недолго, всего два месяца. Больше не смогла.

— Меня уговаривали: „Ты что, такие перспективы, зарплата, карьера“, но я не могу идти против себя, потому что я вижу, что компания убивает экологию, — рассказывает Виктория. — Лучше я уйду и не буду этой организации помогать расти. Ради денег по головам не пойду. Меня добила ситуация, когда на заводе был прорыв и отходы селевым потоком пошли в реку Томь. Нам же — пресс-службе — в этот день сказали писать что‑то позитивное, чтобы не привлекать внимание к аварии. Я рыдала. Остаться там не могла. Не могу работать там, где это не приносит пользу миру.

Сейчас Виктория руководит арт-студией „Рисуют все!“, сама проводит мастер-классы по рисованию гуашью и акрилом для участников любого возраста. Подробнее о работе студии мы расскажем в следующем номере „Делового Бийска“.

А еще она профессиональный видеограф, фотограф, организатор мероприятий, в том числе онлайн. Главная направляющая ее интереса — творчество, оно во всем.

„Придерживаюсь системы жизненных ценностей, когда в середине находится сам человек и его пара“


Сердце в небе

Евгений — второй муж Виктории, вместе они уже девятый год. Как говорит она сама, эта встреча стала подарком судьбы сразу после того, как она решила разойтись с первым супругом.

— Мы с Женей вместе учились во Владивостоке, нравились друг другу, но очень стеснялись, — рассказывает Вика. — Я смотрела и думала: „Какой светлый человек, ему нужна самая лучшая жена“, а он: „Мне надо дорасти до такой девушки“. И мы вновь встретились через 12 лет! Сейчас он очень крутой макетчик, инженер, делает руками невероятные вещи. Пример — миниатюрная копия Александровского парка на „Сибприбормаше“, ее они делали вместе с моим папой. Наверное, поэтому у нас в семье особенное отношение к этому месту, любим там гулять все вместе, кататься на роликах, самокатах.

На момент встречи Виктория жила в Бийске, Евгений — в Москве. Его абсолютно не испугало наличие троих детей. Так родилась семья. Жили сначала в Москве, позже вернулись в Бийск.

— Многие мечтают уехать в Москву, но если они думают, что там медом намазано, — разочарую, это не так, — говорит Виктория. — Нам было тяжело, временами мы реально выживали. Когда ты находишься в большом городе, какой бы ты ни был специалист в чем‑то, таких там очень много. И высокие зарплаты — это тоже не всегда, я работала на полставки в центре культуры и спорта, получала 8 тысяч с копейками. 2014 год — это как раз события на Украине, беженцы, цены упали, малый бизнес в Москве рухнул, едешь и везде баннеры: „Сдается“, „Аренда“…

Приехав по делу в Бийск, Виктория поняла, что ей здесь хорошо. Солнце, чистый снег… Сказала мужу — он не дал даже договорить, спросил: „Хочешь, чтобы мы переехали? Я согласен“. Через месяц семья была здесь.

— Я вообще очень люблю этот город, и когда мы приехали сюда, Бийск нас встретил с любовью, — рассказывает Виктория. — Мы пошли покупать сим-карты на вокзал, и я смотрю на небо, а там невероятное, красивое такое объемное сердце — облако. Идеальной формы сердце розового цвета на чистом небе. Как нас встречает Бийск!


Город, ставший любимым

— Когда я сюда приехала первый раз, я уже ехала с открытым сердцем, с любовью к этому городу, но раскачать его на какие‑то проекты было очень сложно, — говорит Виктория. — А во второй приезд, в 2017 году, город был уже другим. Сейчас жизнь в Бийске кипит, интересных событий множество. Я стараюсь сама городу что‑то дать. В частности, изначально была задумка сделать проект для многодетных семей, в итоге это выросло в акцию „Семья помогает семье“, когда люди приносят вещи, которые им уже не нужны, и могут выбрать себе что‑то другое. Такой круговорот вещей позволяет не только экономить семейный бюджет, но и относиться к вещам более экологично и разумно, не выбрасывать их, а давать вторую жизнь. Сейчас проект трансформировался и стал традиционной акцией „ДоброБийск“, которую мы с Альмирой Лягушиной и Радой Труфановой проводим в арт-пространстве „Календарь“ раз в квартал, ближайшая будет в сентябре. Это уже не только обмен вещами, я проводила там благотворительные мастер-классы. Там же проводится сбор вторсырья, корма для приюта животных, есть эколавка. Все вещи, которые остаются, мы отвозим нуждающимся в Покровскую церковь либо в какие‑то определенные семьи, в приют для бездомных, психиатрическую больницу, там тоже часто требуются вещи.

В поддержку акции „Не отпускайте в небо шар!“ дети на занятиях в арт-студии нарисовали вот такого зайчика


В ближайшее время Виктория Моргоева идет учиться в школу социального предпринимательства. С каким проектом? Пока в раздумьях. Может, он будет связан с любимым рисованием, а может быть, с экологией. Но одно можно сказать точно: социальное предпринимательство — это определенно то, что ей близко.

— Есть такая амбициозная мечта — построить в Бийске экозавод по созданию из переработанного пластика, например, скамеек для города, — говорит она. — Тема экологии всегда со мной. Мы расписываем экосумки, заменяем ими одноразовые пакеты. У меня есть такая акция, которая уже становится традиционной: „Не отпускайте в небо шар!“. Мы подняли эту тему летом 2019 года, описали, почему вредно, как гибнут птицы и звери от упавших сдувшихся шаров. Эту тему постоянно поднимаю, сейчас на телевидении меня поддержали, сделали сюжет, это маленькие шаги, но результат накапливается в сознании людей. Через депутата городской Думы я обратилась в администрацию города, отдел образования, там меня тоже поддержали. Администрация уже перешла на экологичные мероприятия: если раньше эти шары массово закупались для того, чтобы выпускать в небо, сейчас этого уже нет.

Как делится Виктория, она искренне полюбила Бийск, но есть то, что всегда печалит: когда люди, живя здесь, награждают город такими эпитетами, которые даже не хочется повторять. Когда смотрят как на сумасшедших: вы что, поменяли московскую прописку на бийскую? Когда публикуют в интернете картинки с призывами „Беги из Бийска“.

— Для меня это предательство своего города, — говорит она. — Я не понимаю, как можно жить в этом городе, работать — и говорить такое. Вы любите свой город, и он вас будет любить, вам здесь будет классно. Меняйте его, если что‑то не нравится. А пока вы будете его награждать всякими эпитетами, вот так вы и будете жить. Я люблю этот город и тех, кто в нем живет. Конечно, здесь есть моменты, те же самые дороги. Везде они есть! И всегда будут нюансы, всегда будет критика. А город прекрасный, я мечтаю, чтобы все его полюбили.


Система жизненных ценностей

— Я такая мама, которая не носится со своими детьми, — говорит Вика. — У меня все они достаточно самостоятельные. Я очень благодарна за свой материнский рост писателю-психологу Анатолию Некрасову, когда‑то прочитала его книгу „Материнская любовь“ и захотела пообщаться с автором лично, в итоге мы дружим уже более 15 лет. И он действительно вложил в меня мудрость. Когда я прочитала книгу „Мужчина и женщина“, я закрыла ее, пришла к первому мужу и говорю: „Давай разводиться“. Я просто вижу и понимаю, что отношения с человеком-игроманом тянут меня в болото. Нет вдохновения, и уже не хочется „спасать“, вытягивать. И я, и дети все время видели только его спину у компьютера. Сейчас у детей прекрасный папа, они его очень любят. И с тем отцом отношения у всех нормальные. Некрасов дал мне эту мудрость, возможность правильно выстроить систему жизненных ценностей, когда в середине находится сам человек и его пара. А не дети, как многие ставят их на первое место. И не кошки. Нет. Должен находиться ты, твоя личность, вместе со своим любимым, а дальше — пространство любви, в котором вы живете, дальше уже дети, родители, не должно быть никакого перекоса. И тогда все нормально. Когда ты с любимым живешь в гармонии, в любви, дети это видят и впитывают, им лучиков этого солнышка хватает, чтобы расти нормальными счастливыми людьми. Ты решаешь какие‑то их задачи, не трясясь над ними, абсолютно.

Большая и дружная семья Виктории


Алене 16 лет, Анюте скоро 13, Илюше 9 лет, Алёше 3 года — у всех детей разница в возрасте три года, а у младших шесть. „Одного пропустили!“ — шутит Виктория. Она часто слышит, как ей повезло: какие золотые дети, спокойные и воспитанные, самостоятельные. Но это не везение, а воспитание. Дети знают свои границы, а вот внутри них чувствуют себя свободно.

Все они увлекаются творчеством — старшая, Алена, этим летом поступает на худграф в Бийский педагогический колледж, у девушки явный талант к рисованию, с отличием оконченная детская художественная школа. Аня увлекалась лепкой, потом тоже заинтересовалась рисованием, но в отличие от сестры связывать с ним жизнь пока не планирует. Алена нашла свое увлечение — маникюр, по предложению мамы выучилась на мастера ногтевого сервиса и сейчас творит шедевры на руках родных и подруг. Мама рада: ребенок поедет учиться через несколько лет в другой город, и у нее уже будет подработка на собственные желания.

— Я просто поддерживаю их увлечения, — говорит Вика. — Нет такого: вот будешь заниматься спортом, и все. Хочешь — занимайся. Не давлю в плане обучения, не требую идеальных оценок. Просто хочу, чтобы им было комфортно в школе, чтобы они учились в свое удовольствие. Да, есть график дежурств, у каждого свои обязанности по дому. Если в этих рамках они не выполняют что‑то, я строгая мать, могу и санкции наложить, но это редкость. И я верю, дети поймут, что если я сейчас строгая, эта строгость зачем‑то нужна. Они достаточно взрослые, самостоятельные, ответственные. Я спокойно отпускаю дочь одну в Новокузнецк, она ездит в гости к подруге каждый год. Самое важное для родителей — быть примером. Дети растут в творческой среде: хочешь кого‑то переделать — либо переделай себя, либо вдохнови его. У меня перед глазами с детства был пример папы, он чемпион по судомодельному спорту, в 10 лет я уже ему помогала делать модели кораблей, паяла леера — он меня хвалил, восхищался, а потом ночью тихонько перепаивал, не привлекая внимания к ошибкам. И мы учим детей на своем примере. Они видят, что мы не сидим в телефоне, не играем на нем в игрушки — и сами не тянутся к гаджетам. Мы делимся творческими идеями — и им тоже хочется творить!

Фото Анны Наседкиной, Екатерины Исуповой

Поделиться новостью