Земляки
Она звалась Татьяной
Автор:

Она звалась Татьяной

Почему без новых знаний жизнь может остановиться?

В День российского студенчества рассуждает героиня нашего материала — доцент Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина Татьяна Жукова.


Предисловие

Татьяна Валериевна согласилась на интервью сразу, что меня, честно признаюсь, удивило. Человек она открытый, но не стремящийся напоказ выставлять свои достижения. Мы знакомы с того дня, когда почти девять лет назад первокурсницей я переступила порог тогда еще Алтайской государственной академии образования имени Шукшина. Она вошла в аудиторию и сразу привлекла внимание студентов. Статная, уверенная в себе, добродушная и отзывчивая к чужим проблемам — она моментально влюбила в себя нашу группу.


Детство… Отрочество… Юность

Родилась Татьяна Скорых в соседней Республике Алтай, в Майме, в семье служащих. Мама работала на комбинате бытового обслуживания, отец — водителем. Это была среднестатистическая ячейка общества, в которой детям — Татьяне и ее брату — родители прививали навыки доброго отношения к людям, труду.

— Мама была настоящей русской умелицей, — вспоминает героиня, — пекла превосходные пироги и булки, искусно шила праздничные платья и блузки, хранила семейный уют. А папу мы звали „скребком“, потому что он все нес в дом. У нас было большое сельское земельное подворье, на котором выращивали овощи, держали домашних животных: коров, индюков и гусей (в то трудное время прилавки в магазинах были пустыми, поэтому рассчитывать приходилось только на свои силы — домашнее хозяйство и кормило семью). Мы с братом с детства приучены к работе.

Учеба в школе Татьяне давалась легко: училась успешно, была хорошисткой. Очень много читала.

Примерно в двенадцать лет овладела дедуктивным методом Шерлока Холмса, прочитав все собрание сочинений Конана Дойля (а это ни много ни мало 15 томов). После этого бросила читать детективы, потому что с первых станиц могла предугадать, чем дело закончится.

С благодарностью Татьяна Валериевна вспоминает годы учебы в институте. Тогда, говорит педагог, у студентов не было кураторов, которые вели их к пятеркам. Молодые люди ответственно подходили к выполнению заданий и изучению материала. Интернета тоже не было, много времени проводили в библиотеках.


От лаборанта до доцента

Государственные выпускные экзамены в вузе Татьяна сдала на пятерки. В тот год председателем государственной экзаменационной комиссии в Горно-Алтайском педагогическом институте была бийчанка, заведующая кафедрой русского языка Бийского педагогического института Валерия Никишаева. Она сразу заметила перспективного молодого педагога и пригласила работать в пединститут.

— В Бийск я приехала в 1982 году. Валерия Петровна безоговорочно взяла меня на кафедру русского языка, где два года я работала лаборантом. Чуть позже стала ассистентом кафедры, а еще через пять лет — уже старшим преподавателем.

Ученое звание доцента Татьяна Валериевна получила в начале двухтысячных. Педагог была уже в зрелом возрасте, но учеба в аспирантуре давалась ей легко.

— Учиться интересно всегда: и в двадцать, и в сорок лет. Сам процесс научения важен для человека. Если ты выйдешь из этого состояния, то жизнь просто остановится. Кто‑то учится вышивать крестиком, кто‑то постигает азы живописи. В любом случае всегда должно быть заполнение пауз, если они есть.

Имя Татьяна в переводе с греческого означает учредительница или устроительница. За те годы, что педагог работает в вузе, а это почти 40 лет, она была заместителем декана филологического факультета, составляла расписание, некоторое время заведовала кафедрой русского языка.

— Работа с людьми — это мой хлеб, без которого я жить не могу. Нравится наблюдать за студентами: в вузе они быстро взрослеют, так как им приходится самостоятельно решать огромное количество проблем. Роль преподавателя — помогать студентам адаптироваться к новым условиям жизни.


Педагог — это призвание

Работа в вузе предполагает не только общение со студентами, но и постоянную научную деятельность. Вместе с коллегами по кафедре Татьяна Валериевна не раз принимала участие в разработке реализации научных грантов на базе Российского фонда фундаментальных исследований. Последняя научная работа заключалась в возможности экспериментальным путем выявить, каким образом многозначное слово представлено в сознании носителя русского языка.

— Обычно люди выдают какое‑то одно значение или ассоциацию, когда слышат слово. А если дать время на обдумывание, может появиться еще несколько смыслов. Кроме того, мы также исследовали гендерные особенности при интерпретации многозначного слова, смотрели, как в русской языковой картине мира представлено то или иное значение. В прошлом году с коллегами участвовала в реализации международного проекта „Русский язык без границ“. Читала курс лекций и проводила практические занятия по изучению русского языка и культуре речи для обучающихся из других стран. Занятия со слушателями из Казахстана, Монголии и даже Польши проходили в режиме онлайн. Это был интересный опыт.

По стопам матери пошла дочь Татьяны Валериевны Елена. Девушка окончила школу с серебряной медалью, получила красный диплом бийского педагогического вуза по специальности „Учитель иностранных языков“.

— Лена во многом похожа на меня. Тоже, наверное, гены постарались. Она живет и работает в Москве. Во время карантина приезжала в Бийск, но продолжала заниматься со своими учениками онлайн. Я посмотрела, как она с ними общается, и увидела себя: те же мимика, голос и интонации. Еще в детстве дочь тренировала свою память, изучая иностранные слова. Это ей пригодилось в подростковом возрасте, и она не раздумывая решила стать учителем.

Татьяна Валериевна — человек неугомонный, не может сидеть на одном месте. Ее любимое увлечение — путешествия. Именно в поездках педагог получает положительные эмоции, чтобы снова и снова делиться ими со своими студентами.


Послесловие

— Ира, обязательно упомяни в материале про моих студентов. Всех я долго помню, потому что каждому отдаю частичку себя. Считаю, что это важно для любого педагога. Как художник любит свою картину, так и я люблю своих студентов. Интересно, что они для меня безвозрастные. Вот как ушли из вуза в двадцать с небольшим, такими в памяти и остались. Особенно долго помнятся сложные студенты. К каждому стараюсь найти подход, если нужно, приободрю и поддержу. И всегда радуюсь их успехам.


Фото Дмитрия Старкова, из открытых источников и архива редакции

Поделиться новостью