Земляки
Время двигаться
Автор:

Время двигаться

Основатель студии Pilates Time Олеся Кулик поделилась с „Деловым Бийском“ личным опытом, рассказала о пути к мечте, поиске своего направления в жизни, балансе и здоровом движении.


Пережить пандемию

Белые кирпичные стены, высокие потолки, уютная камерная атмосфера, цветы. Пространство студии Pilates Time — вымечтанная картинка, здесь все именно так, как и хотелось ее основательнице. В том числе и расположение: район АБ, в десяти минутах ходьбы от дома. Когда‑то Олеся описала свою будущую студию в личном дневнике, книге желаний, и позже, посмотрев старые записи, удивилась — уже и забыла о написанном, а все сбылось!

Главное, что отличает это место, — только здесь в Бийске есть большое пилатес-оборудование. Именно с желания работать на таком оборудовании чуть больше года назад и началась история студии Pilates Time.

На тот момент Олеся уже была востребованным тренером по пилатесу, много лет вела занятия в разных районах города. Решив изменить свою жизнь, она отказалась от этой работы, арендовала помещение для собственной студии, взяла кредит на дорогостоящее оборудование. Старт был успешным: люди шли и на групповые занятия, и на персональные, приобретали абонементы, ну а спустя всего месяц работы — как обухом по голове — пандемия, карантин. Фитнес-клубы временно закрылись. Тогда, в марте, было неясно, сколько продлится запрет (оказалось, до августа). И что теперь, отказываться от мечты?


„Первые дни у меня был шок, а потом ничего, начала действовать, — рассказывает Олеся. — Я поняла, что нужно идти в онлайн как можно быстрее, в мыслях это было давно, и клиенты говорили, но раньше этот момент я оттягивала, жалко было тратить свое время на гаджеты, соцсети. А тут случилось то, что случилось. Я поняла, что либо закрываю студию, ведь аренду никто не отменил, плюс нужно выплачивать кредит на оборудование, либо иду в онлайн. Учиться всему пришлось уже в процессе. Начала с онлайн-уроков для своих же клиентов, которые решили заниматься дома — не все, но многие. Очень благодарна им за поддержку. Я записывала большое количество видеоуроков, размещала курсы для тех, кто готов был заниматься дистанционно, но не мог это делать онлайн. Изначально я сомневалась, можно ли через интернет дать качественный урок, так как я не вижу тех, с кем работаю. Мне в онлайне приходится самой показывать движения, чего я почти не делаю на тренировках: человек не должен копировать мое движение, ему нужно найти свое. Однако было много хороших отзывов, мне писали каждый день о результатах, положительных эмоциях, благодарили. Такие вещи заряжали. Мое мнение по поводу онлайна изменилось — заниматься так можно, хотя персональные тренировки в онлайн все же переносить не буду“.

В итоге эти месяцы студия смогла просуществовать хотя бы „в ноль“: удавалось оплачивать аренду (она была ниже на 30%, но все же), выплачивать кредит за оборудование. После снятия карантинных мер в августе Олеся продолжила записывать свои курсы. Опыт онлайна дал понимание, как перестроить эту работу, что сделать более легким, доступным, что добавить, что убрать. К этому моменту уже удалось пройти обучение в плане работы и продвижения в онлайн. Сейчас курсы проводятся на базе инстаграма: „Красивая и здоровая“, „Здоровая осанка“, „Здоровье тазового дна“, „Здоровая и красивая шея“. Большие уроки люди проходят редко, поэтому Олеся записывает 20–30 минутные тренировки и рекомендует заниматься пусть по 20 минут, но регулярно: это лучше, чем часовое занятие раз в неделю.

В целом сегодня онлайн составляет не такую большую долю, люди все‑таки больше хотят заниматься вживую. Дома себя организовать сложно, в зале же можно отвлечься от всего, погрузиться в себя. В студии утром и вечером проходят групповые занятия для разных уровней подготовки (утром — „Сила и гибкость“, тренировка фасциальной системы, в вечернее время — „Здоровая спина“, этот курс стал уже своеобразным брендом), а также много персональных тренировок. Площадь помещения — 70 квадратных метров — позволяет разделить его на зону групповых занятий и зону персонального тренинга, где и стоит оборудование.

„Наши занятия — это не только пилатес, все самое лучшее и эффективное берем также из других направлений, — говорит Олеся Кулик. — Применяя целостный подход, работаем со всем телом, без перенапряжения. Каждую неделю уделяем внимание какой‑то зоне: работаем с диафрагмой, тазобедренными суставами, плечевым поясом. Наша цель — переобучить нервную систему так, чтобы двигаться легче, комфортнее выполнять любые жизненные задачи в быту или спорте. Люди приходят как здоровые, так и с какими‑то проблемами (например, с протрузиями, грыжами, необходимостью реабилитации после травм), на персональных занятиях ориентируемся на задачи конкретного человека, учитывая его возможности. Изначально у меня была мысль, что таких студий должно быть как минимум две в городе, в разных районах, а лучше три. Сейчас я в поиске тренеров — людей, которые были бы на сегодняшний день аналогично компетентны в данной области, пока у меня нет. Обучение дорогое и длительное, а увлеченные люди — редкость, поэтому сформировать команду пока сложно. Сделав это, мы могли бы большему количеству людей помочь освоить принципы здорового движения“.


Есть два направления, которые хотелось бы развить, продвинуть, частично работа по ним уже началась, есть первые отзывы и результаты. Первое — работа с детьми, подростками. Основная мысль: чем раньше мы начнем понимать свое тело, изучать, как оно работает, как отзывается на ту или иную еду, эмоцию, движение, тем больше возможностей будет подкорректировать, изменить что‑то в своей системе здоровья, системе жизни. Второе направление — работа с пожилыми, за 60+. Желание работать с „золотым возрастом“, группами „Пилатес-элеганс“, у Олеси укрепилось после пандемии: ее возмутило то, как обошлись с людьми в возрасте, заперев их дома, лишив движения, воздуха, общения. „Я поняла, что обязательно после всей этой ерунды с коронавирусом буду заниматься продвижением идей здорового движения среди людей в возрасте, — говорит она. — Это про создание новых когнитивных связей, это про то, как мы можем мягко работать с суставами, нервной системой, чтобы движения были более сбалансированными, более координационными. И, конечно, про позитивное общение среди людей, которые так же стремятся к здоровью“.


Путь к осознанному движению

„Я родилась в год, когда в Москве проходила Олимпиада-80, как раз в эти самые дни моя мама была в роддоме — наверное, поэтому я такая спортивная! — шутит Олеся. — В детстве на самом деле каких‑то особых достижений в спорте у меня не было. Да, нравилось бегать, я любила уроки физкультуры, играла в баскетбол, но ничем серьезным вроде художественной гимнастики не занималась. К фитнесу пришла во взрослом возрасте, совершенно осознанно“.

Детские годы свое влияние оказали другим образом. Как считает Олеся, очень сильно сказалось на формировании ее характера то, что родители никогда не навязывали ей свое мнение, позволяли самой делать выбор, принимать решения. Семья жила в селе Воеводском Целинного района, мама работала заведующей аптекой, папа — водителем на сельхозпредприятии, обычные люди, которые смогли привить детям такие важные принципы, как уважение, доверие, самостоятельность.

Выбирая, куда пойти учиться после школы, Олеся остановилась на филологическом факультете Бийского педагогического института. Как человеку с аналитическим складом ума, ей нравилась физика, математика, привлекало изучение иностранных языков, а еще дизайн одежды — им девушка увлекалась в подростковом возрасте, рисовала, шила, создавала образы. Однако любовь к чтению в итоге определила выбор: филфак.


„Это был 1997 год, преподаватели — легенды, мы учились в отдельно стоящем здании в историческом центре Бийска, — рассказывает Олеся. — Мне нравился свободный дух, то, что нужно было самим отвечать за свои действия, за свое обучение. Очень привлекала научная деятельность, я писала работы по Достоевскому, много читала. Есть что вспомнить, встречаясь с бывшими одногруппниками: как учились, куролесили, ставили спектакли, как было свободно, весело. Вообще студенческие годы с большой легкостью и радостью вспоминаю. Потом я получила еще одно высшее образование, оно относилось к сфере сервиса и туризма, я даже работала администратором в Горном Алтае, ходила в походы, что до сих пор люблю делать, до пандемии возила пилатес-туры в Горный Алтай. Какие‑то организаторские способности и тяга всегда во мне были, мне хотелось сделать что‑то нестандартное, непохожее на то, что уже есть. В картину обыденности добавить красок“.

Далее была работа журналистом, копирайтером, в том числе в журнале „Алтай. Знакомое и неизвестное“ издательского дома „Бийская пресса“, статьи для различных сайтов, рекламные материалы в журнал „Партнер“. Много времени уходило на сидение за компьютером, от чего очень уставала шея, спина, болела голова. Тут Олесе и вспомнился комплекс упражнений, который по совету мамы она делала еще в студенческие годы — на филфаке чтения, работы с конспектами и сидячей работы тоже было очень много. Они хорошо помогали. Сами упражнения она уже не помнила, но название в голове осталось: „калланетика“. В интернете комплекс нашелся. И вновь домашние тренировки избавили от усталости и боли.

„Я начала входить в эту систему разумного фитнеса, — рассказывает Олеся. — Отправной точкой была калланетика — это такая статичная гимнастика на растяжку от Кэллан Пинкни. Литературы на эту тему тогда, в 2004 году, было очень мало, а профессионального на русском языке — практически ничего, кроме пары переводных, очень простеньких книжек, но я старалась найти максимум информации, заказывала диски для тренировок. Я жила одна, могла по 1,5 часа в день заниматься между написанием статей и понимала, что мне это очень нравится. Когда меня спрашивали, чем я занимаюсь или как снять боль в шее, делилась знаниями. Однажды коллега попросила показать ей, как делать упражнения. Мы спонтанно организовали встречу в спортзале, кто‑то кого‑то пригласил, там еще была сауна, я думала, просто схожу в баньку, попутно показав упражнения. Показала, а меня спрашивают, когда следующая тренировка. И вот так в 2005 году я вошла в эту сферу“.

Вечера после работы теперь были отданы тренерской деятельности — тогда это было способом хорошо чувствовать себя физически и хорошо выглядеть, снимать стресс после нервной работы и, конечно, приносить пользу другим людям. В течение нескольких месяцев Олеся проводила тренировки, которые всегда были очень востребованы: довольные результатами участники приглашали родственников, подруг. В определенный момент захотелось расти дальше, получать новые знания за пределами метода калланетики. В числе близких ему направлений были пилатес и йога. Олеся попробовала оба: хатха-йога ей „не зашла“, интуитивно показалось неправильным то, что нужно терпеть боль в каких‑то позах. А вот пилатес увиделся более естественным.


Поставив цель пройти профессиональное обучение по этой теме, Олеся вновь столкнулась с тем, что возможностей получить такую информацию было очень мало. На тот момент курсы были в основном в Москве, причем без особого погружения. Съездив на обучение в Новосибирск, вернулась разочарованной: не получила ответ ни на один вопрос. Тогда стала самостоятельно изучать анатомию, искать статьи, смотреть западные видеоролики, которые начали понемногу появляться.

Постепенно пилатес интегрировался в систему калланетики и варианты занятий значительно расширились. Работая во многих известных в городе фитнес-клубах, в больших залах, Олеся имела возможность проверить систему на большом числе людей. Постепенно она пришла и к персональной работе: такие занятия брали люди с какими‑либо сложностями, например, серьезными сколиозами, диабетом первого типа. Конечно, работа с этими клиентами требовала больших знаний, навыков, квалификации. К тому моменту уже появилась возможность учиться по интернету, например, в Москве.

Наверное, не бывает так, чтобы движение было только вперед. Всегда есть паузы, откаты, моменты переосмысления. Все глубже проникаясь системой пилатеса, в какой‑то момент Олеся поймала себя на чем‑то вроде разочарования в своей работе. „Года три назад пришла к такому мнению: мне в фитнес-клубах делать нечего, — поделилась она. — Туда приходят люди с запросом на быстрый результат вроде похудения за месяц, с намерением пробежаться по абонементу по пяти разным урокам и не собираются они вникать, пытаться включить голову. Им надо кубики прокачать, живот в купальник уместить, а им про стопы и диафрагму рассказывают. И я как‑то охладела к этой работе, хотела вообще с ней завязать. Продолжала работать, развиваться, помогать сложным клиентам, но возникло понимание: в собственной студии я хотела бы работать с людьми, которые говорят со мной на одном языке. Однако на тот момент об открытии студии всерьез не думала — казалось, таких людей очень мало и свою аудиторию собрать нереально“.


Хочу быть здоровой!

В жизни Олеси Кулик был момент, когда пилатес очень помог ей, кардинально изменив качество жизни. Это было после рождения старшего ребенка, дочери: у Олеси подтвердили диагноз серьезного аутоиммунного заболевания. До этого оно не давало о себе знать, и причина обострения так и осталась неизвестной. Вероятно, сбой был психоэмоциональным — такой вывод Олеся сделала, изучая литературу, связанную с энергетикой, психологией, психосоматикой. Но как помочь себе, как стать здоровой? Она попробовала единственный подходящий в тот момент способ — движение. Когда муж и ребенок засыпали, Олеся дышала по системе Стрельникова и делала упражнения базового уровня классического пилатеса. Вновь вернулась к нему, обнуленная.


„Я все начинала сначала, — рассказывает она. — На тот момент не могла даже через ступеньку 20 см переступить, буквально таскала ноги за собой. После прогулки с коляской, которую я кое‑как вытаскивала из лифта, приходила обессиленная, падала и часами лежала, мне не хотелось ни есть, ничего… Это был период, когда я очень серьезно болела. Больно стоять, больно лежать. Состояние полной усталости и апатии. Единственное, что заставляло двигаться, — маленький ребенок. Помню, шла с мужем, возвращались с прогулки, и я четко для себя поняла и вслух проговорила, что хочу быть здоровой, активной мамочкой, которая со своим подрастающим ребенком будет кататься на роликах, лыжах, с горок. Будет смеяться, веселиться и плясать. А быть инвалидом я не хочу, поэтому попросила всех отстать от меня с темой „иди в больницу“ или „а давай мы тебя отправим на курорт“. Потому что я знала, и медики мне это подтвердили, что с этим диагнозом выздороветь невозможно. Есть общая терапия, таблетки, процедуры, физиотерапия, но, как сказал ревматолог, только консервативное лечение, других не знаем. Я, несмотря на то что была физически обессилена, понимала, что все только в моих руках. Не собиралась надеяться на медицину, на фармацевтику тем более. Это не было борьбой, слова „бороться“ в моей голове и на языке не было ни разу. Мне было важно принять, что это есть — и жить с этим дальше. Но жить лучше. Этим и занялась. Убеждена: чтобы быть здоровым, счастливым, довольным, надо двигаться. И на самом деле преодоление сложностей развивает, для этого оно нам и дается. Если бы тогда, в 2009 году, мне не пришлось этого пережить, диагноза, самовосстановления, не было бы и развития. С годами — прошло 12 лет — я чувствую благодарность за то, что мне вселенная выдала такую проблему, с помощью которой я помогаю и другим людям это понять“.

После того, как пришлось заново, буквально с самых низких ступенек, вновь прий-ти в систему пилатеса, Олеся пересмотрела все свои знания, взгляды. Пришло понимание, что очень большую роль в движении, любой активности играет дыхание. И в пилатесе дыхание — это основной принцип. Оно способно менять движение, и наоборот, оно запускает все внутренние процессы. Дыхание позволяет создавать стресс внутри либо от него избавляться. Символично, что, говоря о том, как вернулась к идее создания своей студии, пройдя этап разочарования фитнес-форматом, Олеся употребила фразу „открылось второе дыхание“.

В 2017 году она познакомилась с сообществом Polestar Pilates — это международная школа является мировым лидером в области подготовки тренеров по системе пилатеса. На конвенциях, проводимых Polestar Pilates в Сибири, было много вдохновляющего общения с тренерами из других городов, специалистами, единомышленниками. Многие из них уже работали с большим пилатес-оборудованием, и даже в городах меньше нашего, но представить, что оно будет пользоваться спросом в Бийске, учитывая высокую стоимость, Олеся поначалу не могла. Но все же пришла к этому.

„Начав изучать эту систему, я загорелась, у меня как будто второе дыхание открылось, — рассказывает Олеся. — Я поняла, что все зависит только от меня, нужно просто продолжать делать то, что ты делаешь, с верой, полным пониманием цели и смысла. Кому это надо, те подключатся. Я начала практиковать иначе, отошла от фитнес-формата „выше, сильнее, гибче“, что требовали люди, приходя на тренировки. И мои группы поменялись. Ко мне начали приходить другие люди, мне стало с ними легко работать. Поменялось все: я сама, тренировки, люди. Оказывается, и отечественное пилатес-оборудование стали делать, всему свое время, не нужно покупать слишком дорогое итальянское или американское. Тогда уже более реально посмотрела на это и поняла — все, мне нужна студия. И процесс изменений продолжается постоянно. Я много обучаюсь не только пилатесу, а движению в принципе, сейчас более глубоко пошла в реабилитацию, два года назад начала изучать кинезиологию. Понимаю, что пилатес — это база, которая дает прекрасные возможности, с нее замечательно начинать. Что людям, которые ко мне приходят заниматься, система пилатеса хорошо понятна в качестве входа к себе, чтобы учиться понимать себя, осознавать себя. Вход через движение, через ощущения своего тела более понятный, доступный. Не все готовы через энергетику как‑то заходить, через эмоции. И тем не менее пилатес в том виде, что я сейчас даю в своей студии и онлайн, это не фитнес-фитнес. Это не про кубики, не про ягодицы. Не значит, что мы не работаем с ягодицами, нет. Мы работаем со всем телом, с телом как с частью себя, в этом теле живет душа. Вот освобождая свое тело, мы освобождаем свои эмоции, душу, у нас начинает по‑другому работать мозг, мы становимся другими. Меняется биография, характер, люди по‑другому смотрят на себя в зеркало, меняют окружение, профессию, находят любовь или разводятся и ставят точку в непонятных отношениях. Основатель направления Джозеф Пилатес писал, что пилатес — это образ жизни, образ здорового движения, баланс между разумом, душой и телом. Когда ты понимаешь, что через движение, какие‑то простые истины, есть возможность человека обратить себя к себе, стать лучше, поменять свою жизнь, тогда понимаешь смысл своей работы, жизни, миссии“.

Фото Анны Печкуровой, Екатерины Исуповой и из личного архива Олеси Кулик

Поделиться новостью