Город
Тема недели: дороги в Бийске
Автор:

Тема недели: дороги в Бийске

Все авторы: Виктория Тарасенко, Алексей Тырышкин, Анна Наседкина

Уже не первый год после таяния снега город сталкивается с ямами на дорогах. В результате разбитых дорог возрастает риск ДТП, водители жалуются на участившиеся поломки автомобилей. Появляются вопросы: почему в Бийске такие плохие дороги и можно ли исправить ситуацию?

«Деловой Бийск» предложил экспертам, чиновникам и представителям контролирующих ведомств озвучить свой взгляд на проблему бийских дорог.

Новые дороги не по карману — латаем старые

Городская администрация, на которой лежит бремя ответственности за дороги, разводит руками: на капитальный ремонт денег нет. Приходится надеяться на краевую поддержку. В этом году из бюджета Алтайского края городу выделено 50 млн рублей.

То, что тендер на текущее обслуживание и ремонт городских дорог на 2015—2016 гг. выиграли две непрофильные компании, ранее специализирующиеся на юриспруденции и метрологии, вызвало немало вопросов. Не у дел остались профессиональные дорожники

Этих денег хватит на то, чтобы капитально отремонтировать самые разбитые участки дорожного полотна по ул. Социалистической, Кутузова, Красноармейской и дороги в сторону нефтебазы. Заметьте, даже не целые улицы. В прошлом году были капитально отремонтированы ул. Трофимова и въезд в Бийск тоже благодаря краю. При этом городских дорог, нуждающихся в капремонте, несоизмеримо больше.

Сам же город может финансово обеспечить только текущее содержание дорог. Второй год ямочным ремонтом в летний период и уборкой снега в зимний занимаются подрядные организации ООО «Приобское ДЭУ» и ООО «Восточный дорожник» (до недавнего времени ООО «Правовед» и ООО «Бийский экспертный центр»).

 

 

То, что тендер на текущее обслуживание и ремонт городских дорог на 2015—2016 гг. выиграли две непрофильные компании, ранее специализирующиеся на юриспруденции и метрологии, вызвало немало вопросов. Не у дел остались профессиональные дорожники (ООО «ДЭУ Приобского района» и ООО «Бийское ДЭУ») со своим парком техники и рабочими, которые почти 10 лет обслуживали городские дороги.

Прокуратура и ГИБДД отмечают рост претензий

Новые подрядчики приступили к исполнению своих обязанностей. При этом, по мнению контролирующих ведомств, качество обслуживания дорог за последние годы ухудшилось.  
В городской прокуратуре подтвердили, что у них имеются серьезные вопросы к муниципальным властям по качеству дорожного обслуживания.

Резко возросло количество ДТП в зимний период. Как сообщил инспектор дорожного отдела ГИБДД Евгений Новиков, по причине неудовлетворительных дорожных условий этой зимой зарегистрировано 18 ДТП, в которых 5 человек погибло, 32 получили ранения

По информации прокурора г. Бийска Романа Фомина, в 2013 году главе администрации Бийска было внесено 2 представления в связи с ненадлежащим обслуживанием и содержанием автодорог, в 2014 году — уже 4 (одно лицо было привлечено к административной ответственности), в суд направлено исковое заявление. За 2015 год и начало 2016 года претензий стало еще больше: внесено 8 представлений, в суд направлено 2 исковых заявления.

 

 

Текущий контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автодорог осуществляет ГИБДД г. Бийска.
Автоинспекция подтвердила негативную тенденцию: если раньше городской администрации на исправление недостатков дорожной сети выдавалось по 300—400 представлений в год, то в последние годы — по 800—900.

Резко возросло количество ДТП в зимний период. Как сообщил инспектор дорожного отдела ГИБДД Евгений Новиков, по причине неудовлетворительных дорожных условий этой зимой зарегистрировано 18 ДТП, в которых 5 человек погибло, 32 получили ранения. За аналогичный период 2014—2015 гг. произошло всего 2 подобных ДТП.

Да, не все удавалось оперативно убрать, но дорожники делали все необходимое, чтобы убрать воду, поскольку именно она наносила особенный урон дороге

Николай Нонко

— Среди причин можно назвать недостаточное количество снегоуборочной техники на дорогах, как следствие — несвоевременная уборка снега. Не хватало также посыпальной техники, а имеющаяся не успевала обрабатывать все дороги, — напомнил Евгений Новиков. — Это спровоцировало рост ДТП.

В инспекции подчеркнули, что количество снегоуборочной техники в дорожных организациях в последние годы уменьшилось. Также нередко во время работ происходили вынужденные простои снегоуборочных машин по причине поломок.

Глава администрации города Николай Нонко списал несвоевременную уборку снега на погодные условия:

— Этой зимой была аномальная погода. Перед Новым годом две недели шел дождь, а по ночам стояла минусовая температура. В такой ситуации одномоментно очистить 250 километров дорог только 1-й категории, на которой осуществляется автобусное сообщение, нереально. Если вы найдете таких, я посмотрю, как это делается. Да, не все удавалось оперативно убрать, но дорожники делали все необходимое, чтобы убрать воду, поскольку именно она наносила особенный урон дороге.

 

 

Однако на планерном совещании в начале зимы Николай Нонко оценил работу дорожников на «три с минусом» и отметил, что город был засыпан снегом в первую очередь из-за их нескоординированности и отсутствия элементарных знаний по уборке дорог.

Были ямки — стали кочки

Летний ямочный ремонт в городе удивляет своими особенностями. Ремонтники так щедро накидали асфальта и битумной эмульсии, что хватило закрыть ямы «с горкой».
Николай Нонко просит не раздувать ситуацию:

— Работы по текущему содержанию дорог идут своим чередом. Мы договорились: оплачены будут только качественные работы. В контракте прописано, что мы с дорожниками рассчитываемся не позднее 60 суток с момента подписания акта выполненных дорог. Пока рассчитались только за февраль 2016 года. Если за данный период выявятся недостатки, подрядчик обязан будет их устранить.

Администрация предъявила претензии к подрядчикам… и передумала

Складывается впечатление, что администрация не может определиться: довольна она новыми дорожниками или нет.

1 апреля на сайте госзакупок появилось два официальных документа за подписью начальника Управления благоустройства, ЖКХ и ДХ Андрея Тарана. В уведомлениях сообщалось об одностороннем отказе от исполнения обязательств относительно ООО «Приобское ДЭУ» и ООО «Восточный дорожник». Речь шла о расторжении муниципального контракта.

Администрация предъявила серьезные претензии к новым дорожникам, возложив на них вину за разрушенные дороги: «Ненадлежащее содержание автомобильных дорог привело к их существенному ухудшению, преждевременному старению, появлению выбоин, выщерблению наружного слоя, появлению просадок, облому кромок асфальтового покрытия».

Но через 10 дней данные уведомления были изъяты из системы. Примерно в это же время начальник Управления благоустройства, ЖКХ и ДХ Андрей Таран подал заявление на увольнение по собственному желанию

Также в документе говорилось, что «согласно ГОСТу 3587—97 указанные недостатки в содержании автодорог являются недопустимыми и устранить их невозможно, кроме как путем проведения капитального ремонта, несопоставимого по стоимости с производством ремонтных работ по текущему содержанию».  

Кроме того, в документах сказано, что ненадлежащее содержание привело к преждевременному разрушению капитально отремонтированных в 2015 году дорог по ул. Трофимова и пер. Шубенскому. Это «влечет преждевременное прекращение 5-летней гарантии». И «указанные недостатки являются неустранимыми, что подтверждается заключением привлеченного эксперта».

 

 

Также сообщалось, что Управление ЖКХ неоднократно привлекалось к солидарной ответственности за ненадлежащее содержание автомобильных дорог за наличие ям и выбоин, повлекших ДТП.

Но через 10 дней данные уведомления были изъяты из системы. Примерно в это же время начальник Управления благоустройства, ЖКХ и ДХ Андрей Таран подал заявление на увольнение по собственному желанию.

— Увольнение не связано с публикацией данных документов. Я ушел не из-за какой-то ссоры, а потому что понял, что уже исчерпал себя на этой должности, — прокомментировал он «Деловому Бийску».

Андрей Таран сообщил, что видел все основания прекратить отношения с подрядчиками: «В течение длительного времени им направлялись претензии, каждая — несущественная, но они накапливались и превратились в вал. Я стал замечать, что подрядчики снизили обороты по содержанию дорог, проще говоря, заелись. Это не только мое личное мнение, есть заключения экспертов. Сейчас ненадлежащим качеством обслуживания городских дорог занимается прокуратура».

Также экс-начальник управления отметил, что никаких личных претензий к подрядчикам у него не было, «я далек от мысли, что здесь есть какая-то коррупция, они просто не потянули профессионально».

— Почему же документы по разрыву контракта было спешно убраны из системы госзакупок? — поинтересовался «Деловой Бийск».

— В администрации работают профессиональные, грамотные люди, — говорит Андрей Таран. — Они имели на это право и его реализовали. Возможно, из-за опасения реакции определенного сообщества, которое следит за этой проблемой, предпринимателей, каких-то политических структур. А я от политики далек. Просто вижу — работа ненадлежащая, надо менять подрядчика. 

«Андрей Александрович слегка превысил свои полномочия»

Не согласен с позицией бывшего подчиненного глава администрации Николай Нонко: «Андрей Александрович слегка превысил свои полномочия, поскольку такие вещи в любом случае необходимо согласовывать с главой администрации».  

... Андрей Таран напрямую говорит об угрозе срыва 5-летнего гарантийного срока на капитально отремонтированные дороги из-за ненадлежащего текущего содержания

По мнению Николая Нонко, для разрыва муниципальных контрактов не было причин: «У нас постоянно идут служебные совещания, порою очень эмоциональные... После того как сошел снег и начали подсыхать дороги, они стали еще острее. Надо было, чтобы дорожники как можно скорее вышли на дороги. Видимо, после очередного серьезного разговора Андрей Таран и принял такое решение, не совсем продуманное. Мол, я сейчас их напугаю, контракты расторгну… Только не подумал, что будет дальше. Ну расторгнешь. А дальше что? Снова торги готовить полтора месяца, а еще дорожники могли в суд подать. Просто надо было людей раскачать, заставить работать. Андрею Тарану было указано, что он не совсем прав, и была сделана процедура отзыва».

 

 

В то же время сам Андрей Таран не видит большой трагедии в смене подрядчиков: «Проблем бы не возникло. Закон говорит, что если с одним подрядчиком расторгается контракт, то рассылается публичное предложение. Новые подрядчики выходят и оперативно доделывают, что предшественники не доделали. Это выполняется в течение нескольких дней. К тому же оплата за работу задерживается на два месяца как раз для того, чтобы оценить качество работ, и мы бы совершенно ничего не потеряли».

Новые дороги — уже не новые?

Противоречивые сведения — проблема, с которой столкнулся «Деловой Бийск» при подготовке данного текста. Так, Андрей Таран напрямую говорит об угрозе срыва 5-летнего гарантийного срока на капитально отремонтированные дороги из-за ненадлежащего текущего содержания.

Глава администрации утверждает, что «никаких угроз сократить срок гарантии со стороны подрядчика не поступало, по крайней мере, официальных».

Заместитель начальника Главного управления по транспорту и дорожному хозяйству Алтайского края Дмитрий Коровин подтвердил слова Андрея Тарана документально.

— В этой ситуации единственно верный путь, на мой взгляд, — возрождение муниципального специализированного предприятия, которое бы занималось благоустройством и обслуживанием дорог, — считает теперь уже экс-начальник Управления благоустройства, ЖКХ и ДХ Андрей Таран

В официальном ответе за его подписью сообщается: «В 2015 году силами ГУП «Юго-Восточное ДСУ» был произведен ремонт проезжей части пер. Шубенского и ул. Трофимова. Было выявлено, что зимнее содержание дорог осуществляется неудовлетворительно. На обеих улицах имелся прикромочный накат и снежные валы на обочинах. Не были очищены автобусные карманы, по пер. Шубенскому не проводились мероприятия по отводу талых вод с проезжей части. Несоблюдение данных требований приводит к разрушению дорожного полотна при отрицательных температурах. В связи с этим ГУП «Юго-Восточное ДСУ» неоднократно направлялись обращения в администрацию города о возможном сокращении сроков гарантийных обязательств. На сегодняшний день решений о сокращении сроков гарантийного обслуживания не принято».

Как решить проблему?

По-видимому, сфера обслуживания дорог в Бийске находится в глубоком системном кризисе.   

— В этой ситуации единственно верный путь, на мой взгляд, — возрождение муниципального специализированного предприятия, которое бы занималось благоустройством и обслуживанием дорог, — считает теперь уже экс-начальник Управления благоустройства, ЖКХ и ДХ Андрей Таран. — Нужна комплексность в обслуживании дорог и их субсидирование. Тех денег, что выделяет бюджет, хватает. Недалекий пример — Барнаул и Новосибирск, где сохранились МУПы, да и способов воздействия на дорожников у администрации гораздо больше. Все хозяйственные процессы, проходящие на муниципальные деньги, должны более жестко регулироваться независимо от политики и мнения различных движений.

Старые МУПы развалены, выстраивать отношения с вольными подрядчиками оказалось не так просто. Можно вспомнить городские автоперевозки: после развала муниципальной автоколонны разгорелась война между победителями и недовольными результатами конкурса на право пассажирских перевозок

При этом «обновленный» МУП должен иметь возможность использовать имущество в предпринимательских целях, тогда его можно субсидировать из муниципалитета. Сдавать дороги надо единым комплексом: со стоянками, заправками, придорожными кафе, чтобы дороги могли использоваться для получения прибыли. А те доходы, которые МУПы недополучат, будут восполняться в виде субсидий из бюджета.

— К сожалению, тема организации МУПов и ДЭУ (дорожно-эксплуатационных управлений) непопулярна на уровне государства. В Бийске они прекратили существование, и к этой теме не возвращаются, — резюмирует Андрей Таран. — Но считаю, что в дорожной сфере необходимость в них есть. Создать МУП и прекратить всякие склоки, разборки, обвинения в аффилированной, в создании каких-то фирмешек с одними и теми же учредителями. Даже и в целях налоговой оптимизации. Это мой взгляд на дорожную проблему. А пока муниципалитет может только направлять претензии, ругаться и пытаться расторгнуть договор, если подрядчики не исполняют обязанностей. Иного способа нет.  

Вывод: Проблема плохих дорог многогранна. Свою роль играет и недостаток бюджетного финансирования, и изношенность бийских дорог, и особенности резкоконтинентального климата.

Но с другой стороны, очевидно, что сфера обслуживания дорог в Бийске, да и не только в нашем городе, находится в глубоком системном кризисе. Старые МУПы развалены, выстраивать отношения с вольными подрядчиками оказалось не так просто. Можно вспомнить городские автоперевозки: после развала муниципальной автоколонны разгорелась война между победителями и недовольными результатами конкурса на право пассажирских перевозок. После развала ЖЭКов начало лихорадить рынок ЖКХ: в борьбу за потребителей вступили управляющие компании. Примеров немало.

 

 

Не стоит забывать, что заключение муниципальных контрактов теперь проходит через единую электронную площадку Госзакупок. А это тоже испытание на прочность. Насколько новые правила по выбору подрядчиков эффективны? Не закрывает ли администрация глаза на профессиональную несостоятельность прошедших конкурс подрядчиков?
«Деловой Бийск» разбирается в ситуации совместно с экспертами правозащитной сети «Так-так-так», а для этого обратимся за комментариями и к новым дорожникам, чтобы они имели возможность озвучить свою позицию.


М Н Е Н И Я

Евгений Струкчинский: «Конкурс проведен нечестно»

Директор ООО «Бийское ДЭУ» Евгений Струкчинский считает, что конкурс по содержанию и ремонту автодорог Бийска на 2015—2016 годы был проведен нечестно:  

— Сразу было видно, что все сделано для того, чтобы устранить лишних участников. Нашу заявку отклонили незаконно. Мы подали в суд опротестовать это решение, но нам пообещали, что будем работать на субподряде и убедили забрать заявление из суда. После трех месяцев совместной работы новыми дорожниками были сделаны такие условия, что нам пришлось отказаться.

Также Евгений Струкчинский добавляет: «Считаю для города большим упущением, что старые проверенные дорожники остались не у дел. Мы работали на совесть, осваивали выделяемые на содержание дорог деньги до копейки. По сравнению с новыми дорожниками, по моему мнению, мы работали более качественно, все делали хорошо и вовремя».

Сергей Каратеев: «Контракт можно было заключить на год»

Директор ООО «ДЭУ Приобского района» Сергей Каратеев:

— Я не мог принять участие в конкурсе, так как на счету предприятия не было средств для обеспечения гарантии по контракту на 2 года. А именно на этот срок заключался контракт с новыми дорожниками. К тому времени со мной еще не рассчитался муниципалитет по прошлым контрактам, город должен был 15 млн рублей. Банк готов был дать кредит только на 1 год, но у меня не было возможности участвовать в конкурсе, я бы не смог выполнить свои финансовые обязательства, а попасть в недобросовестные поставщики не хотелось.

В свою очередь Сергей Каратеев не винит городскую администрацию, которой сложно прогнозировать поступления в городской бюджет и без задержек рассчитываться с подрядчиками, но при этом выражает недоумение, какая была что за необходимость заключать контракт сразу на два года, а не на год, как это делалось ранее. Кроме того, администрация была проинформирована, что дорожники не смогут предоставить финансовое обеспечение на столь длительный срок.  


О П Р О С

Жители платят за плохие дороги

В ходе подготовки материала о работе дорожных служб мы собрали несколько историй бийчан, автомобили которых пострадали по причине ненадлежащего содержания городских дорог. Люди приводили факты, называли цифры. Повседневная эксплуатация автомобиля действительно стала обходиться дороже.

Ася Камшилина:

— Очень вредят дороги машинам: появилась пробоина в колесе, где-то край диска погнулся, в яме-луже по 18-му маршруту рамку от номера сломала. Задние и передние стойки пробиты, вся ходовка ушатана. Постоянно влетаю в ямы, поскольку на дороге часто бывает лишь два варианта: заехать в яму или врезаться в соседнюю машину, также объезжающую яму.

Константин Реховский:

— За прошлое лето я четыре раза катал кованые диски, платил — 1200 руб. за раз. Ну а сколько тратится на ремонт подвески, я даже не берусь считать. Три года назад — я делал ремонт раз в 2 года, последние два года получается 2 раза в год. Только кому это интересно? Каждый автовладелец живет сейчас так.

Алена Слапогузова:

— Ежедневно приходится проезжать по дороге вдоль котельного завода, в одной из ям на этой улице пробила колесо. А недавно на Угольной провалилась в огромную яму, которая была спрятана под лужей. Итог — трещина на защите картера, которая ремонтируется только с помощью сварки.

Владислав Швецов:

— История-то простая: ездим мы с братом аккуратно, поэтому серьезных проблем не было. Но замена деталей ходовой части уже входит в привычку именно из-за ям на дорогах. Сход-развал и правка дисков тоже зачастили. Но главное — постоянная опасность ДТП: приходится все время отвлекаться на ямы и не обращать внимания на знаки, пешеходов и идущие следом машины. Уже решили с друзьями, что, если ничего не изменится, чеки со следующего ремонта предъявим организациям, ответственным за дорожное покрытие.

 

Следующие статьи темы:

Мнение перевозчика: Водитель против ям

 

Хорошие дороги возможны и у нас: Альтернативы асфальту

Поделиться новостью