Общество
Берегите ваши денежки
Автор:

Берегите ваши денежки

В настоящее время дистанционное мошенничество является одним из самых распространённых видов преступлений.

С начала года убытки от действий мошенников в Бийске превысили 180 миллионов рублей. Жители Алтайского края перевели им более миллиарда рублей. В основном это не личные сбережения, а взятые в банке кредиты. Аферисты используют различные сценарии, которые постоянно совершенствуют.

Обо всем этом шла речь на пресс-конференции, состоявшейся в актовом зале межмуниципального управления «Бийское». На нем выступили врио начальника МВД России «Бийское» Артем Марков, директор офиса банка ВТБ Александр Белявцев, заместитель главного врача городской больницы № 2 Майя Букова.

—  Проблема мошенничества, совершаемого дистанционно, остаётся актуальной, — сказал врио начальника МВД Артем Олегович. —  Несмотря на все усилия сотрудников правоохранительных органов, представителей СМИ и банковских структур, ситуация не улучшается. Важно объединить усилия, чтобы эффективно противостоять этому явлению. Мы все знакомы со схемами и методами дистанционного мошенничества, но его масштабы продолжают расти. Ежедневно мы фиксируем новые случаи мошенничества, и их число не уменьшается. В некоторых регионах даже наблюдается увеличение количества таких преступлений.

По словам представителя правоохранительных органов, уровень раскрываемости таких преступлений составляет всего 5 %. Способы вывода средств сложны и требуют времени, чаще всего деньги переводятся в другие страны. В Бийске наиболее распространено именно дистанционное мошенничество, на данный момент зарегистрировано более 400 подобных случаев: это незаконное получение доступа к компьютерной информации, взлом портала «Госуслуги», который был совершён более 200 раз, а также кража денег с банковских карт.


Наиболее актуальные схемы, которыми пользуются мошенники

В настоящее время мошенники активно применяют взлом «Госуслуг», который используют многие граждане. На этом ресурсе хранится много личной информации.

— В настоящее время многие люди пользуются порталом «Госуслуги», так как это удобный способ получения государственных услуг, — продолжает разговор Артем Олегович. —  Однако злоумышленники могут взломать этот портал и получить доступ к персональной информации пользователей, включая данные о банковских счетах, мобильных телефонах и налоговых данных. Таким образом, они получают возможность контролировать жизнь людей. Следует устанавливать сложный и длинный пароль, состоящий из различных символов и не передавать его никому.


Мошенники представляются медиками

Злоумышленники обманывают граждан, представляясь медицинскими работниками и предлагая продлить действие медицинской страховки или записаться на приём к специалисту, на диспансеризацию. Звонящий утверждает, что всё можно сделать дистанционно, и требует только код из SMS. Получив заветные цифры, мошенники звонят жертве ещё раз, представляясь сотрудником портала «Госуслуги», сообщая о взломе личного кабинета и угрозе потери собственных сбережений и кредитных средств. Жертву просят сообщить второй код из SMS и срочно перевести все деньги, включая заёмные, на «безопасный счёт».

Как отметила заместитель главного врача Майя Рафаэловна, сотрудники медицинских учреждений приглашают по телефону население на диспансеризацию, профосмотры, посетить смотровой кабинет, пройти флюорографию, в том числе для граждан, которые состоят на диспансерном наблюдении. При этом сотрудник медицинской организации не уточняет никакие паспортные данные, не присылает ссылки, файлы, коды, а только уточняет только время и дату, удобную для пациента, чтобы записать его на прием. Поэтому если вдруг гражданин сомневается, действительно ли это был медицинский сотрудник или нет, то он может просто дать отбой и перезвонить в медицинское учреждение, где ему подтвердят, что такая категория граждан на сегодняшний день, действительно, обзванивается и приглашается на прием. Больше ничего не нужно, все данные, необходимые для записи пациента на прием имеются в поликлинике.

Все способы совершения преступлений имеют одну цель – получить код с банковской карты либо смс-код, который приходит на телефон, и таким образом получить деньги.


Звонок из службы безопасности банка

Также часто используется схема, когда звонит «сотрудник» службы безопасности банка и сообщает о подозрительной активности на вашем счёте. Он утверждает, что кто-то пытается снять крупную сумму с вашей карты, оформить кредит или изменить номер для получения SMS-уведомлений. Чтобы остановить операцию, мошенник просит вас предоставить код из SMS и CVV-код. Таким образом злоумышленники получают доступ к вашим деньгам. Кроме того, «специалисты» убеждают вас оформить кредит и перевести его на «безопасный счёт».

Следует отметить, что мошенники часто звонят через мессенджеры, чтобы вместо номера определялся аккаунт с логотипом и названием банка на аватаре. Также они используют подмену телефонных номеров на официальные номера банков.

Также мошенники могут звонить от имени любой организации – сотового оператора, поставщиков коммунальных услуг и других. Необходимо запомнить, что они могут только пригласить вас посетить данную организацию и никогда не спрашивают паспортные данные, смс-коды и другую личную информацию. То же самое касается представителей банка.

 Важно осознавать, что представители силовых структур, таких как МВД, ФСБ, прокуратуры и Следственного комитета, никогда не проводят оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия по телефону. Сотрудники могут лишь пригласить вас в соответствующее подразделение для проведения необходимых процедур. Если звонок поступает из Москвы, местные сотрудники обязательно свяжутся с вами и предложат встретиться в их офисе для выполнения следственных действий.


Безопасного счета не существует

«Безопасный счет» — это избитая схема, но она продолжает работать, и человек самостоятельно сообщает все свои данные, берет кредиты, и перечисляет деньги.

— Безопасных счетов не бывает, — рассказывает директор офиса банка ВТБ Александр Беляцкий. —  В СМИ неоднократно упоминалось о случаях мошенничества с банковскими счетами. Клиентам часто звонят именно с такими требованиями, что кто-то пытается перевести денежные средства. На самом деле сотрудники банка никогда не просят предоставить дополнительную информацию через СМС. Сотрудники Центрального банка и службы безопасности банков также не связываются с клиентами по телефону. Если сотрудник банка позвонит, то только чтобы пригласить клиента в офис.


Подарки в онлайн-играх

В мире виртуальных развлечений мошенники используют различные уловки, чтобы обмануть детей. В рамках игры, предлагая им местную валюту или другие привилегии, злоумышленники заманивают подростков в чат. Там им предлагают «подарить» что-то бесплатное, но для этого нужно выполнить определённые задания. Например, сделать скриншот экрана родительского телефона, войти в банковское приложение и нажать на определённые кнопки. В результате, не осознавая происходящего, подростки оформляют кредиты на своих родственников и переводят деньги мошенникам.


Дополнительный заработок на маркетплейсах

Злоумышленники предлагают зарабатывать на платформах Wildberries, Ozon и других, предлагая оставлять отзывы о товарах и ставить лайки. В качестве подтверждения выполнения задания они просят прислать скриншот и данные карты. В качестве вознаграждения за первое задание действительно может быть произведена оплата. Когда мошенник завоюет ваше доверие, он предложит более серьёзное задание — выкупить определённый товар за вознаграждение. Думая, что совершаете покупку, вы переводите деньги злоумышленникам, не получая ни товара, ни финансового бонуса.


Дополнительный заработок на инвестициях

В интернете появились заманчивые предложения о лёгком и быстром дополнительном заработке через инвестиции. Люди откликаются на объявления и связываются с менеджерами, которые предлагают открыть «брокерский» счёт и вложить небольшую сумму. Для этого мошенники просят скачать специальное приложение. Затем программа начинает имитировать рост дохода от инвестиций. Чтобы увеличить прибыль, мошенники советуют вкладывать больше средств. Однако, когда инвестор решает вывести свои деньги, возникают сложности. Консультанты утверждают, что это невозможно без дополнительных вложений, оплаты «страхования» и множества других условий. Даже после выполнения всех требований инвестор не сможет получить свои средства.


Мошенничество на платформе объявлений

После публикации объявления о продаже имущества вам может позвонить «потенциальный покупатель», который готов совершить сделку без торга, но только безналичным способом. Он попросит предоставить данные вашей банковской карты: номер, срок действия, CVC и код из SMS или предложит продолжить общение в мессенджере и отправит вам ссылку, где нужно указать реквизиты карты. Всё это делается с целью опустошения вашего банковского счёта.


Просьбы о помощи

Вам часто могут приходить сообщения на телефон с просьбой о финансовой поддержке. Обычно такие просьбы поступают от друзей или родственников. Поэтому важно тщательно проверять информацию и убедиться, что автор сообщения действительно тот, за кого себя выдаёт. Только после проверки данных можно переводить денежные средства.

Чтобы обезопасить свои средства, следуйте этим правилам:

  1. Не сообщайте третьим лицам ваши личные данные, такие как коды, пароли и трёхзначный код на обратной стороне вашей банковской карты.
  2. Не выполняйте указания третьих лиц, даже если они угрожают вам уголовной ответственностью.
  3. Если вам позвонят неизвестные с вопросами о ваших счетах, положите трубку и самостоятельно перезвоните в банк по номерам, указанным на обратной стороне вашей карты.
  4. Отказ от дистанционных общений с любыми структурами. Никто вам за это ничего не сделает. Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону вообще с кем угодно.

Фото автора и freepik.com

Поделиться новостью