Общество
Жизнь в темноте
Автор:

Жизнь в темноте

Дата 15 октября во всем мире считается Международным днем белой трости.

Этот предмет всегда с собой у людей, которые не видят привычный большинству окружающих мир. Жить в таких условиях учат в Бийском филиале центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых. Как это происходит, читайте в нашем материале


Закройте глаза и представьте на мгновение, что жизнь продолжается, а вы ее не видите. Что вы чувствуете? Страх? Растерянность? Беспомощность? А если эта темнота навсегда? Ирина Николаева испытала такие эмоции три года назад, внезапно потеряв зрение. Депрессия, шок — это она сумела преодолеть. А сейчас учится жить, не видя ничего вокруг.

— По состоянию здоровья так произошло, что перестала видеть, — делится девушка, — но я не унываю. Мой девиз сегодня — только вперед!

В Бийский филиал центра реабилитации слепых Ирина приехала из Екатеринбурга. Здесь пробудет чуть больше семи месяцев — сначала курс социальной реабилитации, затем профессиональное обучение. Но обо всем по порядку.


Историческая справка

Человеку, который видел, а потом внезапно ослеп, приходится всему учиться заново. Большую помощь в этом оказывают центры реабилитации слепых. В России их всего три. Единственный за Уралом находится в Бийске и является старейшим в стране реабилитационным учреждением для незрячих.

История учебного заведения для взрослых инвалидов по зрению в нашем городе началась в 1953 году. Тогда по решению президиума Всероссийского общества слепых в Бийске появилась сельскохозяйственная учебно-производственная мастерская. Здесь готовили незрячих по 4 профилям — столяры, бондари, шорники и рабочие по изготовлению хозяйственных веревок.

Уже в первые годы своей деятельности квалифицированные мастера хорошо овладели методами трудового обучения инвалидов по зрению. Ученики успешно сдавали экзамены и получали удостоверение о присвоении им квалификации. Однако, несмотря на достаточно высокое качество профессиональной подготовки, большинство выпускников профшколы не оставались на работе в совхозах и колхозах. Многие хотели попасть на работу в городе.

В начале 60‑х годов бурными темпами шло трудовое устройство незрячих на предприятия общества слепых. К 1963 году проблема трудового устройства таких людей в стране была практически решена. Не у дел оставались только инвалиды 1‑й группы, которые не могли самостоятельно передвигаться в пространстве и правильно организовать бытовое самообслуживание. Они просто были вынуждены оставлять работу и уезжать на попечение своих родственников.

Бийская учебно-производственная мастерская в мае того же года начала действовать как школа восстановления трудоспособности незрячих. Главная задача курса социальной реабилитации слепых — помочь им адаптироваться к условиям самостоятельной жизни без зрения, а основная цель — подготовить их к профессиональному обучению и обеспечить качественное трудовое устройство на производственные предприятия Всероссийского общества слепых.

Много сил и времени потребовал от коллектива учреждения поиск эффективных средств социальной реабилитации слепых. В первые несколько лет работы школы они были найдены. Незрячим преподавали физкультуру, ориентировку и самостоятельное передвижение в пространстве, домоводство и самообслуживание, письмо и чтение по системе Брайля.

В 1995 году, параллельно с социальной реабилитацией, в школе открыли профессиональное обучение. Годом позже Бийскую школу восстановления трудоспособности незрячих переименовали в центр реабилитации слепых.


Здесь учат жить заново

Как правило, путевку сюда незрячий человек может получить в местном отделении Всероссийского общества слепых. В Бийский филиал ежегодно поступают более 170 инвалидов по зрению. За время обучения педагоги дают понять ослепшему человеку, что он может многое.

Все начинается с социальной реабилитации, куда входят ориентирование в пространстве, домоводство, чтение и письмо по системе Брайля.

Стоит добавить, что слепые люди в силу различных социальных барьеров вынуждены вести малоподвижный образ жизни, поэтому важную роль здесь играют занятия по физкультуре. Они восстанавливают здоровье учащихся, у незрячих вырабатывается правильная осанка, развивается сила и выносливость. В центре для этого есть специально оборудованный спортивный и тренажерный залы. Ежедневные упражнения намного улучшают самочувствие.

— Урок длится 45 минут, — рассказывает преподаватель физической культуры Андрей Миллер, — мы работаем по специальным адаптивным программам. К примеру, незрячим людям при занятии спортом необходимо избегать наклонов туловища вперед и резких прыжков, чтобы не усугубить их состояние и не обострить сопутствующие заболевания.

Проходим в соседнюю аудиторию. Здесь вовсю кипит работа. Из-под лобзика вылетают опилки — так ловко орудуют опасными инструментами незрячие люди. К слову, с первого взгляда трудно разобрать, что за станком работает слепой человек.

— В этой мастерской происходит обучение столярному делу и деревообработке, — проводит экскурсию преподаватель с говорящей фамилией Павел Плотников. — Моя основная задача — научить незрячих людей обрабатывать древесину с помощью ручных и электромашин. Все предметы, которые мы здесь изготавливаем, в основном используются для нужд нашего учреждения.

Стулья, табуретки, вешалки для одежды и рабочие столы — практически все деревянные изделия в этой мастерской сделаны руками инвалидов по зрению.

Труд, особенно ручной, оказывает огромное влияние на процессы компенсации слепоты. Так у незрячих людей быстро восстанавливается координация движений, повышается различительная чувствительность кожного и двигательного осязания, улучшается внимание и память, тренируются руки.


Константину Вохмину 63 года. Из Хакасии в Бийский центр он приехал уже второй раз. В прошлом году проходил социальную реабилитацию, нынче — профессиональное обучение.

— У меня глаукома, — говорит Константин Викторович, — болезнь за 5 лет сделала меня практически слепым. Захотел обучиться какому‑нибудь делу, чтоб быть полезным семье, родственникам, чтобы дома не сидеть сложа руки.

В соседнем помещении находится мастерская по ремонту обуви.

— Я хотел в столярку пойти, но там места кончились, пришлось сюда записаться, — делится Владимир Плещеев из Камня-на-Оби. — Но я нисколько не жалею. Тут очень интересно. У нас хороший педагог. Доступно рассказал о технике безопасности, о том, как подготовить рабочее место. Спасибо ему за это. Сейчас реализуем свои знания на практике.

Виктор Гелев — преподаватель обувного дела, сам выпускник реабилитационного центра. Год назад сменил ушедшего на пенсию педагога.

— Для инвалидов по зрению вообще не просто обучиться какой‑то профессии, говорит Виктор, — без специальных инструментов и приспособлений не обойтись и слепому обувщику.

Одно из любимых занятий не только женщин, но и мужчин — рукоделие. Педагоги учат инвалидов вязать спицами, крючком, плести макраме без контроля зрения. Наблюдая за тем, как девушки ловко плетут узоры, ряд за рядом вывязывают вещи, даже не веришь, что человек ничего не видит.

Неравнодушный к проблемам инвалидов коллектив центра очень творческий. Здесь разработаны и постоянно совершенствуются программы по каждому предмету, изготовлены тактильные пособия и специальные тифлоприспособления.

Находятся реабилитанты на полном пансионе. В столовой для них готовят вкусные обеды, а вот подойти к своему столу, взять прибор и поесть нужно самому. Вроде бы несложно, но у незрячих на первых порах трудности возникают. Проживание в общежитии — это тоже реабилитация: дойти до своей комнаты, открыть дверь, раздеться, жить без посторонней помощи, все препятствия преодолевать самостоятельно. Приятно в конце курса осознавать, что усилия не напрасны. Незрячие люди могут сами погладить вещи, приготовить обед. Даже пиццу пекут без особого труда. Главное освоить правила безопасности.

После обучения в центре инвалиды по зрению становятся столярами, мастерами по рукоделию и ремонту обуви, операторами ЭВМ и переплетчиками. Они могут самостоятельно зарабатывать деньги, а главное, чувствовать, что нужны.


Доступное искусство

На днях в Бийском филиале центра реабилитации открылась уникальная выставка для незрячих и слабовидящих. Ее организовала общественная организация „Арт-центр „Красный“ из Новосибирска. Суть экспозиции состоит в том, что слепые люди могут почувствовать картину руками и даже ощутить ее запах.

— Дело в том, что в нашем городе тоже достаточно много людей с нарушением зрения, которые не вовлечены в культурную жизнь и редко ходят в музеи, — поясняет представитель арт-центра Наталья Харса. — Новосибирские скульпторы помогли воплотить нашу идею в жизнь с помощью современных 3D-технологий.

— Эта выставка — большой шаг для нас, незрячих, в мир изобразительного искусства, — делится впечатлениями председатель Алтайского отделения ВОС Светлана Борисова. — Очень помогают в восприятии изображения аудиокомментарии, без них сразу не сообразишь, что к чему. Радует то, что нас не забывают.

Привычные нам изображения проиллюстрированы с помощью рельефных копий, ассоциативных предметов и ароматов. К слову, поэкспериментировать с органами чувств интересно и зрячему человеку.


В ногу со временем

Реабилитация инвалида по зрению невозможна без прямого контакта с педагогом. Однако жизнь часто диктует другие условия. Например, в нынешней ситуации ограничений передвижения, в центре имени Наумова готовы предложить альтернативные методы работы с незрячими людьми.

— Весной, когда объявили нерабочие дни в связи с пандемией, незрячие люди не могли к нам попасть, — рассказывает руководитель учреждения Артем Астанин. — К тому же в срочном порядке пришлось распустить по домам всех обучающихся — это было сравнимо с эвакуацией. Сегодня мы готовы презентовать нашу онлайн-школу для специалистов, работающих во Всероссийском обществе слепых. Чтобы они на местах смогли осуществлять реабилитационное сопровождение инвалидов по зрению, обучать элементарным навыкам, например, чтению и письму по системе Брайля.

И все же самое главное при обучении — дать понять ослепшему человеку, что он может многое, уверены специалисты. Эту истину нужно усвоить и понять самому незрячему всеми доступными органами чувств. Конечно, придется много трудиться и набить кучу шишек. Но позитивный настрой незрячих людей, с которыми мы познакомились, вселяет уверенность, что все у них получится.


Биография

Человек с горячим сердцем

Почти четверть века Бийский филиал центра реабилитации слепых носит имя первого директора Михаила Наумова. Михаил Никитович наш земляк, родился в селе Новая Чемровка Бийского района. Он — участник Великой Отечественной войны: в боях на Курской дуге был тяжело ранен и потерял зрение. В 1947 году он вступил в члены Всероссийского общества слепых, где освоил чтение и письмо рельефно-точечным шрифтом. В августе того же года остался здесь работать в качестве учителя взрослых незрячих. Чуть позже Наумова избрали председателем правления Бийского городского отдела Всероссийского общества слепых. В сентябре 1953 года стал директором сельскохозяйственной учебно-производственной мастерской ВОС, где проработал до дня трагической гибели в 1994 году.

Михаила Никитовича сегодня вспоминают как грамотного организатора и руководителя. Именно он разработал важные образовательные программы, которые были в дальнейшем утверждены центральным правлением Всероссийского общества слепых. Дважды принимал участие в работе Международных конференций по социальной реабилитации незрячих в Нидерландах и ГДР.

Трудовые дела Михаила Наумова отмечены орденом „Дружбы народов“, медалью „За доблестный труд“ и значком „Отличник ВОС“, а также многочисленными почетными грамотами.


Достойный преемник

После ухода из жизни Михаила Никитовича кресло директора школы восстановления трудоспособности незрячих занял Анатолий Астанин. Анатолий Макарович тоже слепой. Из-за опасной шалости он стал инвалидом в 15 лет. Многочисленные операции не дали результата, пришлось приспосабливаться к жизни в темноте.

Астанин сам был выпускником отделения социальной реабилитации. По окончании курса обучения ему предложили остаться работать учителем пространственной ориентации. Без отрыва от преподавательской деятельности Анатолий Макарович получил высшее образование — окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт по специальности „История и обществоведение“.

В тяжелейших экономических условиях второй половины 90‑х годов Анатолию Макаровичу удалось сохранить стабильную работу центра, улучшить бытовые условия проживания реабилитантов. Необходимым современным оборудованием были оснащены учебные кабинеты и мастерские, проведен ремонт зданий и сооружений. Кроме курса социальной реабилитации слепых, под руководством Астанина организовано профессиональное обучение незрячих по таким специальностям, как ремонт кожаной и валяной обуви, переплетное дело, изготовление рыболовных снастей, бондарное дело, рукоделие, сапоговаляние, оператор ЭВМ, бисероплетение.

После ухода на заслуженный отдых свое дело Анатолий Макарович передал сыну Артему, который руководит Бийским филиалом ЦРС ВОС сегодня.


Фото Дмитрия Старкова

Поделиться новостью